Власти Кыргызстана стимулируют экспорт сельхозпродукции за рубеж. А на внутреннем рынке цена на продовольственные товары повышается почти каждый месяц.
Да простят меня соотечественники–кыргызстанцы, но речь сначала пойдет о Казахстане. Есть такая необходимость! Долго взирали власти соседней страны на безудержный экспорт живого скота в другие государства. По официальным данным Министерства сельского хозяйства РК, только в прошлом году за границу убыло 140 тысяч голов крупного рогатого скота и примерно 200 тысяч голов мелкого. Коровы и овцы реализовывались в основном в Азербайджане, Узбекистане, Армении, России и некоторых других странах СНГ. Но в Казахстане нашлись светлые головы и силы, которые поняли, что безудержный экспорт продуктивных животных негативно скажется на состоянии всей животноводческой отрасли их страны. И потому на прошлой неделе Министерство сельского хозяйства Казахстана ввело жесткий запрет на экспорт как крупного, так и мелкого рогатого скота.
Вот что говорится в сообщении пресс–службы этого ведомства: "Массовый экспорт живого скота создал предпосылки для спекулятивного роста цен на мясную продукцию, частичной остановки перерабатывающих предприятий".
Конечно, это решение казахские горе–коммерсанты встретили в штыки. Ссылаясь на мнения фермеров, они требуют отменить запрет на экспорт скота. Но в Казахстане есть власть, которая умеет защищать права своих производителей, заботится о покупательной способности собственного народа. Можно не сомневаться, что рядовые казахстанцы поймут и одобрят это решение своих властей.
В Кыргызстане, как нетрудно догадаться, ситуация диаметрально противоположная. Наши власти с упорством, достойным лучшего применения, постоянно внушают согражданам мысль, что в первую очередь нужно заботиться о сельских товаропроизводителях. Дескать, если они встанут на ноги, то и нам, горожанам, будет хорошо.
Наверное, поэтому в наших средствах массовой информации нередко появляются сообщения о росте экспорта мясной продукции. Помнится, летом утверждалось, что 78 предприятий Кыргызстана получили право отправлять за рубеж мясо в чистом виде, а также колбасы и другую аналогичную продукцию.
К концу года уже 90 предприятиям была предоставлена такая возможность, а сейчас уже 102! Мясные деликатесы охотно приобретают почти во всех государствах ЕАЭС, а коровьи и бараньи туши регулярно отправляются в страны дальнего зарубежья.
Говорю без иронии, что рад за наших животноводов и переработчиков, приятно, что животноводческая отрасль медленно, но верно поднимается с колен.
Но вот какая грустная получается в итоге картина. Летом прошлого года резко подскочила в цене говядина. Не буду утомлять читателя цифрами, напомню лишь некоторые. Если до июля килограмм говяжьей вырезки стоил в среднем 340–350 сомов, то сейчас этот деликатес можно купить за 380–400 сомов. И говорят, цены на этот продукт будут еще повышаться.
Помнится, тогда же, летом, несколько раз спрашивал у продавцов о причинах роста цен на вырезку. Все они отвечали примерно одинаково: "Много мяса теперь отвозят за границу!". И почему–то многие из них упоминали Узбекистан!
А в отечественном Минсельхозе от этого вопроса вообще отмахивались. "Мы отвечаем только за производителей сельхозпродукции", - сообщили мне в аграрном ведомстве. В Антимономопольном комитете, как оказалось, придерживаются принципа жесткого нейтралитета. "В первую очередь мы отслеживаем цены на хлеб. Он - продукт первой необходимости. А мясо люди со средним достатком могут покупать и не очень дорогое, с косточками", - получил я тогда ответ от одной респектабельной дамы из этого комитета.
Другими словами, только состоятельные граждане в скором времени смогут покупать говяжьи вырезки, а мы, среднестатистические кыргызстанцы, способны будем приобретать только кости и сомнительные по качеству окорочка.
Никто не спорит, забота о сельхозпроизводителях - прерогатива любого государства. Но в Кыргызстане она осуществляется как–то по–особому. Животноводство страны, как и 10–20 лет назад, движется только по экстенсивному пути развития, то есть за счет увеличения поголовья крупного рогатого скота. Привесы животных ничтожные, надои молока - смехотворные. В стране, если верить чиновникам Минсельхоза, только разворачивается работа по созданию эффективно действующих племхозов.
Но дело даже не в этом. Многие фермеры по–прежнему лишены возможности приобретать дешевые и длинные кредиты под 8–10 процентов и с отсрочкой выплат хотя бы на один год. Да и не кредитовать нужно животноводов, а субсидировать их. Хотя бы частично! Понятно, для бюджета это станет огромной нагрузкой, но альтернативы субсидированию фермеров еще никто не придумал. Ее просто не существует! Во всем мире сельское хозяйство держится на всемерной поддержке государства. Как медицина, образование, культура.
В заключение еще один пример из международной практики. В данном случае - российской. Помнится, лет 10–15 назад президента РФ Владимира Путина нещадно критиковали, так сказать, за притеснения фермеров и создание почти во всех регионах страны мощных животноводческих холдингов. Но практика показала, что только крупные аграрные предприятия способны обеспечить разнообразной животноводческой продукцией. В создание холдингов вкладывались, конечно, огромные средства, зато сейчас в России почти решены вопросы с обеспечением граждан мясными изделиями.
Пора бы и нашим чиновникам признать, что фермерство - не самый совершенный и эффективный способ создания продовольственной безопасности. Никто не призывает наши власти проводить повторную коллективизацию. Просто нужно приложить усилия для создания крупных аграрных комплексов. В нашей небольшой стране результаты их деятельности сразу станут заметны для кыргызстанцев. А самое главное, появится возможность заполнить внутренний и внешний рынки нашей экологически чистой продукцией.
P.S. В подтверждение сказанному сообщим, что в прошлом году цены на овощи в республике выросли на 11,4 процента, на хлеб и хлебобулочные изделия - на 27,8 процента, на яйца - на 4,9, молоко - на 9,9 процента. И одними сезонными колебаниями этот безудержный рост цен на основные продукты питания не объяснить. Неладное происходит что–то в нашем сельском хозяйстве. Нужны срочные меры для исправления ситуации.
Источник stanradar.com