В четверг, 23 апреля, в единственно возможном ныне режиме видеоконференции прошло внеочередное заседание Евразийского межправительственного. Премьеры стран ЕАЭС решали, как нам дальше вместе жить

Единый Таможенный кодекс одобрили правительства стран ЕАЭС

Страхи убивают рациональность

Речь шла не о простом обсуждении, а о согласовании рамочного документа – стратегических направлений евразийской экономической интеграции до 2025 года. Проект состоит из общих (концептуальных) положений и перечня мер и механизмов (330 позиций), сгруппированных в 11 системных блоков по направлениям деятельности интеграционного объединения.

Сами премьер-министры, конечно, излучали оптимизм. Так, глава правительства Российской Федерации Михаил Мишустин уверен: "Наше объединение уже созрело для выхода на более высокий уровень интеграции". И, на первый взгляд, он прав. Экономики стран региона глубоко взаимосвязаны – хотя бы потому, что завязаны на Россию.

Альтернативные привязки на сегодняшний день либо невозможны (разговоры об ориентации на европейский рынок вызывают скептические улыбки у экспертов, знающих, насколько он закрыт для внешних поставщиков), либо рискованны (для примера можно посмотреть на экономическую активность КНР в странах Средней Азии и отношение местного населения к этой деятельности). Поэтому у абсолютного большинства стран постсоветского пространства лишь два варианта действий: либо интегрироваться ради совместного экономического развития, либо занять позицию "хата-с-краю" и проигрывать конкурентную борьбу соседям.

Однако, к сожалению, эта очевидная, в общем-то, логика еще недавно разбивалась о ряд фобий и предрассудков. О главном из которых недавно говорил российский президент Владимир Путин – страх перед возрождением Советского Союза и советской империи.

Отсюда, например, и определенное непонимание интеграции некоторыми соседями. Так, например, на официальном уровне Минск выступает за максимально глубокую интеграцию и даже критикует коллег за то, что те тормозят процесс.

"Многие действительно амбициозные предложения сторон были усилиями отдельных экспертов исключены, даже не дойдя до обсуждения на высоком уровне", - жаловался на содержание обсуждаемого 23 апреля документа премьер-министр Беларуси Сергей Румас.

При этом есть формула "интеграции без передачи суверенитета", которую озвучил президент Беларуси Александр Лукашенко.

Отмечу, что все-таки на определенной стадии интеграционные процессы невозможны без делегирования части суверенитета для принятия коллективных решений на наднациональном уровне.

Спасибо, кризис

Возможно, это непонимание и разность в подходах существовали бы и дальше – но тут грянул коронавирусный кризис. Который создал не только проблемы, но и новые возможности.

Прежде всего, он наглядно продемонстрировал недостаточную глубину интеграции (не только юридическо-экономической, но и психологической – насколько участники интеграционного объединения считают друг друга "своими").

Напомним, что страны-члены ЕАЭС не отреагировали на кризис по-настоящему совместной борьбой или единой программой действий. Произошло закрытие границ.

Это урок, который страны-участницы ЕАЭС должны скрупулезно выучить и не допустить его повторения. Осознать, что без настоящей интеграции, без понимания ее необходимости и желания ею заниматься мы в ходе неизбежных дальнейших кризисов точно так же будем терять нервы, деньги и время. А также – при определенных обстоятельствах – и те успехи в интеграционных процессах, которые уже достигли (вспомним разговоры из серии "зачем такой союз, когда мы друг от друга закрыли границы из-за коронавируса").

Речь не идет о том, что сейчас мы должны усиленно интегрироваться и ломать через колено национальные интересы отдельных стран-участниц. Как опять же верно сказал Владимир Путин, достигнутые решения - это компромиссы, а значит, кто-то кому-то в чем-то уступает, и идеальной ситуации, на первый взгляд, нет. Но на самом деле, она как раз есть – и это сама сложившаяся система отношений, позволяющая достигать эти компромиссы. Именно эту систему мы и должны усиленно выстраивать – вырабатывать общие подходы к интеграции, договариваться о принципах делегирования суверенитета и принятия решений. Тогда и поиск компромиссов становится делом времени, а не принципиальным стоппером интеграции.

Так и сейчас – после заседания глав правительств остались нерешенные вопросы. Премьеры договорились о либерализации автомобильных перевозок, механизмах целевого содействия экономическому развитию, сотрудничестве в области здравоохранения – однако не смогли найти общий знаменатель по теме газа. В частности, принять решение по определению тарифов на транспортировку газа в рамках единого газового рынка ЕАЭС. Но никакого скандала нет, вопрос просто передан на решение главам государств, которые соберутся на саммит 19 мая.

Если к тому времени у нас сложится обозначенная Владимиром Путиным система, если лидеры стран осознают ее безальтернативность – то договорятся и о газе, и утвердят все итоговые Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Источник sputniknews.kz