Идея о том, что интеграцию в Союзном государстве и в ЕАЭС пора измерять не в виде устаревших «отчётов о проделанной работе», а с помощью индексов, не нова. Но пока она не полностью воплощена на практике. Позитивный пример для подражания — Евразийский медиаиндекс (ЕМИ), презентация которого прошла недавно в онлайн-режиме для экспертов и журналистов. Индекс составлен силами Центра изучения перспектив интеграции (ЦИПИ, Москва) и Центра социально-гуманитарных исследований (Минск, Белорусский государственный экономический университет).
Не будем подробно описывать методологию. Её разработали профессиональные социологи, и она содержит немало формул. Отметим лишь, что проект мониторинга СМИ был запущен экспертами ЦИПИ ещё в 2017 году совместно с белорусскими коллегами. С помощью своей информационно-аналитической системы «Медиалогия» авторы этих обзоров фактически сканируют более 40 тыс. источников. Это и газеты, и телеканалы, и сайты, и другие формы массмедиа. Нынешний выпуск — результат анализа публикаций и передач с 1 июля по 30 сентября 2019 года.
Самый большой массив был взят в российском медиапространстве — более 28,8 тыс. сообщений СМИ. На втором месте Беларусь (5332), третью строчку занял Казахстан (5285 сообщений). Основные параметры, на которые обращали внимание авторы обзора в каждом «высказывании» массмедиа, — это цитируемость, тональность и заметность сообщения.
В итоге получилось так, что лидером ЕМИ за IV квартал 2019 года стал Казахстан. Это говорит о том, что в стране было больше всего позитивных сообщений о ЕАЭС, была активность официальных лиц в поле евразийской интеграции. Был и неплохой уровень освещения этой темы в деловых СМИ. Кроме того, авторы обзора отмечают, что в целом довольно позитивно массмедиа отзывались о ЕАЭС в Кыргызстане и Армении (напомним, речь о последнем квартале прошлого года).
В России и Беларуси медийный фон евразийской интеграции, да и двусторонней, не был безоблачным, что вполне объяснимо. Слишком много напряжения в официальную риторику добавили проблемы споров об энергоносителях. К тому же аудитории было обещано разрешение интриги дальнейшего вектора развития интеграции, но ясности в этот вопрос лидеры так и не внесли. Понятно, что уже более года назад стороны подошли к некоему историческому моменту, когда нужно делать выбор. Пока непонятно до конца, между чем именно выбирают. Есть много спекуляций и якобы надёжных инсайдов. В ситуации неопределённости тональность большинства публикаций никак не может быть однозначно позитивной.
Индекс публикаций в СМИ нужно правильно интерпретировать. Позитивной тональности, как правило, добавляют сообщения массмедиа об официальных мероприятиях. В последнем квартале 2019 года это саммит ЕАЭС в Ереване с участием иранского президента Хасана Роухани. Но потом такие мероприятия проходят, снижается частота упоминаний в прессе названия союза, ЕАЭС и других связанных с ним названий. Проходит информационная эйфория, и редакции начинают готовить материалы на другие темы.
Если сравнивать ЕАЭС с Евросоюзом, то в последнем уровень интеграции намного выше. Значительно больше решений и заявлений тех или иных наднациональных органов непосредственно затрагивают интересы бизнеса и обывателей. Поэтому там выше и уровень интереса к своей интеграционной тематике.
С другой стороны, во время презентации индекса один из авторов, директор ЦИПИ Сергей Рекеда, обратил внимание на то, что на самом деле в СМИ евразийский интеграционный проект предстаёт не как политический. Главные темы всё-таки ближе к конкретным вещам, которые волнуют предпринимателей и простых граждан. Это таможенное администрирование, внутренние торговые барьеры, проблемы экспорта агропродукции и ввоза автомобилей (особенно актуально для Беларуси) и т. д. Но, видимо, эти и другие вопросы пока ещё недостаточно регулируются наднациональными органами ЕАЭС. В других случаях лидеры стран и топ-чиновники решают в союзе слишком глобальные вопросы. Конкретному субъекту малого и среднего бизнеса не всегда понятно, как это может отразиться на его работе.
По этой причине не всегда активно освещают тему ЕАЭС деловые СМИ, и это отражено в индексе. Правда, отнесение массмедиа к деловым и не деловым довольно условно. В определённой ситуации роль делового СМИ может сыграть агентство ТАСС, а роль общественно-политического — РБК. Тем не менее в медиасреде есть площадки, которые позиционируют себя как деловые. Что это означает?
Деловые медиа меньше затрагивают общие макроэкономические темы. Они больше ориентированы на то, чтобы рассказать конкретному менеджеру или владельцу бизнеса, как ему не сесть в тюрьму из-за налоговой оптимизации, как работают механизмы госрегулирования, какие ниши ещё не заняты и т. д.
О таком не расскажут на саммитах и межправсоветах. Логично предположить, что деловым медиа будет намного интереснее освещать круглые столы или конференции, на которых откровенно обсуждаются минусы и плюсы евразийской интеграции. Неплохо, если всё это будет проводиться под эгидой ЕЭК. Думается, что одной из интересных форм могут стать встречи с экспертами, которые расскажут, как работают те или иные механизмы на евразийском пространстве, каковы особенности тех или иных национальных рынков.
Хорошим примером был российско-белорусский проект, когда в 2019 году в Минске силами Республиканской конфедерации предпринимательства (Беларусь), агентства «Бизнес-новости» (Беларусь), Союза арбитражных и антикризисных управляющих (Россия) и Центра политического анализа и информационной безопасности (Россия) были организованы выступления экспертов по конкретным и очень актуальным для бизнеса темам. Например, глава Союза арбитражных и антикризисных управляющих Богдан Костанец подробно рассказал аудитории, как работает взыскание долгов в России. Это действительно те вещи, которые будут конспектировать предприниматели и наёмные менеджеры, равно как и корреспонденты деловых СМИ.
Более того, такие мероприятия позволяют наводить мосты в предпринимательском и других сообществах. Это повышает вероятность возникновения новых межгосударственных проектов, а значит появятся и новые темы для СМИ. Неплохо, если, кроме медийного, будет создан и деловой индекс интеграции. Он может отслеживать взаимное проникновение капитала, открытие и активность филиалов компаний одной страны — участницы ЕАЭС на территории другой и т. д.
Следующий медиаиндекс ЕАЭС, за первый квартал 2020-го, пока не готов. Но можно предположить, что эксперты найдут в публикациях СМИ заметный след от «видеосаммита», который прошёл 14 апреля и назывался в официальных источниках «встречей членов Высшего Евразийского экономического совета». Несмотря на то что там было много общих слов, деловые и другие массмедиа внимательно изучили официальные сообщения и видеозапись. Видеосовещание проходило в критический для экономики момент. Стоит ожидать, что на какое-то время повышенное внимание к таким мероприятиям сохранится. Главное, чтобы по итогам принимались конкретные решения, которые затрагивают и бизнес, и обывателей.
Источник stanradar.com