Насколько эффективно идет сокращение доли государства в экономике?

Пандемией по разгосударствлению

Вопрос сокращения госучастия в экономике Казахстана обсуждается уже довольно давно и активно.В мае прошлого года президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству до 1 сентября 2019 года провести ревизию всех разрешенных видов деятельности для госкомпаний и внести предложения по снижению их числа.

Среди наиболее громких сокращений в госсекторе за последнее время – объединение трех жилищных операторов в единый. В январе этого года холдинг «КазАгро» отчитался о снижении числа «дочек» с семи до трех после критики президента, прозвучавшей в прошлом году. Но в январском заявлении главы государства отмечалось, что «КазАгро» имеет три дочерние компании со штатом в 2000 сотрудников.

«Холдинг «Байтерек» – это 63 организации, из них 11 дочерних организаций. Это 2800 сотрудников. Административные расходы «Байтерека» превысили 54 млрд тенге, из них 24 млрд тенге – только зарплаты. Я не вижу усилий со стороны «Байтерека» по реформированию холдинга», – заявил в январе Токаев. По его словам, необходимо принять меры по исключению дублирующих и избыточных госкомпаний и функций.

«Этот вопрос оживленно обсуждается и в правительстве, и в обществе, но решения, результатов пока нет», – подчеркнул глава государства.

Впрочем, впечатляющего эффекта по снижению доли государства в экономике не видят и эксперты.

«Разгосударствление идет давно, как минимум с середины 2010 года. Но пока ничего не меняется. Этот процесс сталкивается с сопротивлением со стороны «госдочек», потому что они доказывают, что нужны и важны экономике», – отметил экономист Жарас Ахметов.

Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев считает, что процесс разгосударствления идет практически незаметно, хотя радикально этот вопрос можно решить за один год.

«Актуальность вопроса разгосударствления периодически поднимается, но объективно массовых сделок по объектам приватизации нет, цены на нефть «мешали». Инвестиционный климат пока не привлекателен для иностранных инвесторов. Сейчас власти вновь будут сосредоточены на задачах – экономическом кризисе и выходе из кризиса, и приватизация будет рассматриваться как важный фактор пополнения бюджета, повышения эффективности и т. д.», – полагает директор консалтинговой компании Ulagat Consulting Group, экономист Марат Каирленов.

Нужно ли разгосударствление сейчас?

Некоторые эксперты считают, что государство и, соответственно, госкомпании станут большим клиентом на рынке, поддерживающим спрос. Именно поэтому Жарас Ахметов отмечает, что сейчас процесс разгосударствления не актуален. «Госкомпании, может, и дармоеды, но они формируют внутренний спрос, а стимулирование спроса сегодня самая важная задача для поддержки роста экономики. Когда ситуация на рынке стабилизируется, а население и бизнес будут чувствовать себя уверенно, тогда нужно этот процесс возобновить», – рассказывает экономист.

Глава DAMU Capital Management не согласен с этим. По его мнению, сокращение участия государства в экономике – это одна из важнейших и ключевых мер по дальнейшему росту экономики.

«Ошибочно мнение, что, сократив гос- и квазигосучастие в экономике, с рынка уйдет единственный большой клиент, обеспечивающий спрос. Вместо одного клиента появятся сотни или тысячи многих небольших, которые своим спросом будут формировать рыночную среду. И место государства займет частный сектор», – утверждает Мурат Кастаев.

«Сейчас мы оцениваем долю государства в экономике в 70%, оставшиеся 30% экономики формирует частный сектор. Соответственно, если, к примеру, снизить государственную и квазигосударственную долю до 20%, то частный сектор нарастит свою долю до 80% – а это увеличение более чем в два раза. Соответственно, произойдет увеличение рабочих мест, повысится производительность труда и трудовые ресурсы распределятся по экономике более равномерно. То, что частный сектор более эффективно и продуктивно использует ресурсы, это уже аксиома в капиталистической рыночной экономике. Соответственно, развитию частного сектора будет способствовать конкуренция. Сейчас, когда сплошь и рядом все закупается на тендерах, в выигрыше оказываются те, кто дают самую низкую цену при худшем качестве, либо те, кто предлагает закупщику лучшие условия (в т. ч. взятки и «откаты»). В частных же компаниях, где частный капитал и акционеры/учредители кровно заинтересованы в получении максимально возможного качества товаров и услуг по наиболее приемлемой цене (но это не значит, что самой низкой цене)», – считает глава DAMU Capital Management.

Напомним, inbusiness.kz ранее писал о том, что портал «Единое окно закупок» НПП «Атамекен», интегрирующий данные АО «НУХ «Байтерек», АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «КазАгро», АО NadLoc, АО «ЦЭФ», выявил нарушения в процедуре закупок на 2,8 млрд тенге. Этот сервис позволяет увидеть завышение или занижение цен, обоснованность закупки из одного источника, оказание благосклонности конкретным поставщикам, наблюдать динамику закупок. Посредством портала только за апрель текущего года сотрудниками агентства по противодействию коррупции РК сэкономлено 827 млн тенге бюджетных средств.

«Сокращение госкомпаний как минимум приведет к сокращению раздутых штатов и фондов оплаты труда, а также коррупции при закупках. Компании, которые оказались неэффективными (кроме естественных монополий), стоит закрывать, не раздумывая. Чтобы реализовать имеющийся потенциал по разгосударствлению экономики через приватизацию, надо будет преодолеть мощное лобби в квазигосударственном секторе, но без этого экономика не сможет более или менее быстро расти и развиваться», – считает Марат Каирленов.

Автор Ольга Фоминских

Источник inbusiness.kz