В наступающем году авиакомпании перевезут на 1 млрд человек больше, чем в уходящем, однако это восстановление не поможет ценам на нефть вырасти. Эксперты предупреждают, что до восстановления авиаотрасли ещё несколько лет в лучшем случае.
Авиаперелеты не вернутся к нормальному уровню в течение многих лет
В свежем пресс-релизе Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) говорится, что «авиаперелеты не вернутся к нормальному уровню в течение многих лет». Согласно прогнозу IATA, количество путешественников в 2021 году достигнет 2,8 млрд, что на 1 млрд больше, чем в 2020 году. Это хорошие новости, если бы в 2019 году количество путешественников было на 1,7 млрд больше. В то же время, количество выполненных пассажирокилометров (RPK-показатель), в будущем году ожидается выше всего на 50%, чем в 2020 году.
Восстановление авиаперевозок будет происходить в основном за счёт внутренних поездок в пределах Северной Америки и Азии. Что касается европейского рынка, который зависит от внешних туристов, то он будет оставаться вялым в наступающем году.
Мрачные прогнозы заключаются в том, что объёмы пассажирских перевозок вернутся к уровню 2019 года не раньше 2024 года, хотя внутренние рынки восстановятся быстрее.
Мировой спрос на авиатопливо, по данным IATA, составляет 8% от общего мирового потребления нефти. Аналитики не верят, что в первой половине 2021 года произойдут существенные подвижки в вакцинации, а значит о полноценном восстановлении речи идти не может.
Согласно данным консалтинговой компании KPMG, восстановление авиаперевозок займет 2-3 года. Спрос на сырую нефть в острую фазу кризиса нынешней весной упал на 15% – с 100 млн до 85 млн баррелей в сутки (II квартал 2020 года). В настоящее время потребление подросло до 95 баррелей в сутки.
Основной драйвер для нефти – ОПЕК
– Основным драйвером восстановления цен будет выступать сокращение добычи основными нефтедобывающими странами, – говорит Иван Семченков, аналитик Финама.
«Основной драйвер восстановления цен – сокращение добычи со стороны ОПЕК, а также сокращение капзатрат нефтяных компаний», Иван Семченков, Финам
Другим драйвером аналитик видит снижение капитальных затрат основными нефтедобывающими компаниями. Наиболее сильно сократили затраты частные компании: BP на 39%, Shell на 25%, Chevron на 23%, Eni 38%. Снижение капзатрат может серьезно сказаться на дебете скважин и вероятными поломками в инфраструктуре, предупреждают в Финаме.
Иван Семченков подчеркнул, что неясность перспектив открытия международного авиасообщения, а также риск введения повторного карантина делает невозможным прогноз по конкретным цифрам восстановления авиаиндустрии и нефтяного сектора в целом.
Наталия Пырьева, аналитик Финама, воздержалась от конкретных оценок котировок мировых авиакомпаний:
– Тем не менее, авиаперевозчики демонстрируют неплохие результаты по итогам III квартала, которые, безусловно, сильно не дотягивают до уровней 2019 года, но превосходят показатели II квартала 2020 года. В частности, чистый убыток Аэрофлота по итогам III квартала уменьшился с 35,8 млрд рублей во II квартале до 21,14 млрд рублей. Мы ожидаем, что компания начнет генерировать прибыль докризисных уровней не раньше 2022 года.
Чистая энергетика vs традиционная
Виталий Громадин, старший аналитик «БКС Мир инвестиций», прогнозирует, что и в 2022 году объёмы перелетов будут все ещё на 20% ниже докризисного уровня.
Согласно оценкам БКС, доля расходов на топливо может вырасти с уровня 21% до 28% в 2022 году.
– В первую очередь вызывает опасение ситуация именно со стороны предложения на нефтяном рынке, так как на отрасль также оказывается сильное давление инвесторами с завышенными запросами на чистую энергетику. Некоторые нефтяные компании уже направляют часть капитальных вложений в альтернативные источники, такие как водород, ветровая электроэнергетика и так далее. Американские сланцевые добытчики поменяли стратегию с роста любой ценой на направление в разработку месторождений только 70% генерируемого денежного потока с продаж. Соответственно при росте цен на нефть, нефтедобытчики уже не смогут или не захотят реагировать опережающими инвестициями. В результате рынок может оказаться в дефиците, – предупреждают в БКС.
«На акции авиаперевозчиков будут давить долги, которые они набрали во время вынужденного локдауна», – Максим Бирюков, «Альфа-Капитал»
Максим Бирюков, старший аналитик УК «Альфа-Капитал», согласен с коллегами в том, что драйверами нефтяных цен будет выступать восстановление мировой экономики и политика ОПЕК+.
По его словам, акции авиакомпаний ещё долго будут оставаться высоковолатильным активом – не исключены резкие взлёты и падения на новостях о прогрессе в вакцинации и изменениях в режимах ограничения межнациональных пассажирских перевозок.
Кроме того, эксперт добавляет, что на акции авиаперевозчиков будут давить долги, которые они набрали во время вынужденного локдауна.
Автор Федор Чайка
Источник finversia.ru