Великобритания, вышедшая из Европейского союза в январе, теряет полный доступ к блоку в соответствии с договоренностями о переходе, которые заканчиваются в 23:00 по Гринвичу 31 декабря.
Евросоюз, состоящий из 27 стран, является крупнейшим клиентом финансовых услуг Великобритании с доходом около 30 миллиардов фунтов ($40 млрд) в год. Эти отношения помогли укрепить позиции Лондона как одного из крупнейших финансовых центров мира и основного источника налоговых поступлений Великобритании.
Ниже приведены сведения о том, как изменится способность лондонского Сити получать доступ к рынку ЕС и обслуживать клиентов в блоке.
Что означает торговля с ЕС для Лондона?
Финансовые услуги не были частью переговоров по торговому соглашению между ЕС и Великобританией и рассматриваются отдельно Брюсселем. Но сделка, согласованная 24 декабря, может заставить ЕС предоставить Великобритании больший доступ к финансовым рынкам в таких областях, как торговля деривативами, пусть даже на временной основе.
Какие изменения произойдут в январе?
С начала 2021 года полный доступ британских финансовых компаний к ЕС прекращается, и его заменяет система ЕС, известная как эквивалентность.
Что такое эквивалентность?
Это относится к системе ЕС, которая предоставляет доступ на рынок иностранным банкам, страховщикам и другим финансовым фирмам, если их внутренние правила Брюссель считает «эквивалентными» или столь же надежными, как правила в блоке.
Это неоднородная форма доступа, исключающая финансовую деятельность, такую как банковское обслуживание физических лиц. Британские банки уже предупредили клиентов в блоке, что их счета будут закрыты.
Это далеко не продолжение «паспортизации» или полного доступа, которые банки лоббировали после британского референдума 2016 года, чтобы выйти из ЕС. Доступ в рамках системы эквивалентности может быть прекращен с уведомлением за один месяц, что делает его непредсказуемым.
Предоставляется ли квивалентность?
Осталось менее четырех недель, и Брюссель пока предоставил эквивалент только по двум направлениям: клиринговые палаты по деривативам в Великобритании с января на 18 месяцев и расчет по сделкам с ценными бумагами Ирландии в течение шести месяцев.
Столкнувшись с ограниченным доступом или отсутствием прямого доступа, финансовые фирмы в Лондоне уже переместили 7500 рабочих мест и активы на сумму более триллиона фунтов стерлингов в новые центры ЕС, чтобы не потерять клиентов из ЕС.
Торговые акции, облигации и деривативы будут разделены на менее эффективные британские и европейские «пулы», если к январю не будет эквивалента. Великобритания и ЕС договорились о том, что управляющие активами в Лондоне могут продолжать выбирать акции для фондов в ЕС.
Большинство компаний ожидают, что торговля акциями, номинированными в евро, должна будет прекратиться из Лондона 4 января. Однако предпринимаются серьезные лоббистские усилия, чтобы позволить торговле деривативами, номинированными в евро, остаться в Великобритании на какое-то время дольше, и шанс, что эквивалентность может быть предоставлена в этом случае нужна до конца 2020 года.
Будут ли финансовые фирмы ЕС уезжать из Лондона?
Чтобы помочь Лондону оставаться мировым финансовым центром, Великобритания разрешает фирмам из ЕС оставаться в стране на срок до трех лет в надежде, что они подадут заявку на постоянное разрешение Великобритании. Великобритания также в одностороннем порядке разрешает финансовым фирмам в ЕС предлагать определенные услуги, такие как кредитные рейтинги, напрямую британским клиентам.
Великобритания позволит британским инвесторам использовать платформы для торговли акциями в блоке.
Что говорит о разнообразии?
Брюссель заявляет, что еще не решил предлагать эквивалентность в более широком смысле, потому что он хочет заверений в том, что британские правила останутся такими же, как в блоке, чтобы избежать потенциального конкурентного преимущества Великобритании над ЕС и сократить зависимость ЕС от Лондона в отношении основных услуг.
Великобритания заявила, что не будет применять некоторые правила ЕС, которые она унаследовала, изменит другие, например нормы для страхового капитала, и представит свою собственную версию ожидающих принятия европейских правил для инвестиционных компаний.
Британия также начала комплексный обзор регулирования и хочет сделать правила листинга более дружественными, чтобы привлечь технологические компании со всего мира.
Великобритания настаивает на том, что не будет снижать стандарты и будет придерживаться правил, согласованных на глобальном уровне.
Прекратит ли Brexit господство Лондона как лучшего финансового центра Европы?
Пока нет. Лондон по-прежнему опережает своих соперников Франкфурт, Милан и Париж, когда речь идет о торговле акциями, валютами и производными финансовыми инструментами, а также о приеме у управляющих активами.
Финансовые компании заявляют, что перевод из Лондона большего количества капитала, чем это необходимо в условиях Brexit, приведет к ненужной и дорогостоящей фрагментации рынка.
Но в долгосрочной перспективе, если ЕС займет жесткую позицию в отношении эквивалентности и его финансовые центры достигнут критической массы в торговле ключевыми классами активов, привлекательность Лондона как финансового центра уменьшится.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz