2020 г. завершился, однако кризис, триггером которого стала пандемия COVID-19, продолжает определять экономические тенденции на 2021 г. Обнаруженный в конце 2020 г. новый «британский» штамм коронавируса показал, что проблема с пандемией еще не исчерпана, и «масочный» режим с социальной дистанцией может стать новой «нормальностью», под которую придется адаптироваться. По итогам 2020 г., согласно Всемирному банку, спад мировой экономики составил 4,3% – самое глубокое падение со времен Второй мировой войны.

В этих условиях как развитым, так и развивающимся странам пришлось применять беспрецедентные фискальные стимулы для преодоления последствий введенных карантинных ограничений. Меры по стимулированию экономик будут реализовываться и в 2021 г. Однако. необходимые для восстановления фискальные стимулы на фоне одновременно мягких монетарных условий создают риски для устойчивого долгосрочного экономического развития.

В то время как развитые страны борются с рисками финансового пузыря и госдолга, для развивающихся рынков актуальны долгосрочные риски инфляции. Риски долгосрочной инфляции являются результатом текущих мягких монетарных условий, которые уже дают о себе знать в новом 2021 г.

В 2021 г. казахстанская экономика сталкивается с отдельными внутренними рисками локальных пузырей, возникающих вследствие стимулирующей фискальной политики, принимающей формы финансовой репрессии в связи с применением инструмента селективного льготного кредитования. Широкий класс государственных программ создает опасный прецедент как в банковском секторе, так и на ипотечном рынке страны. Эти и другие события предопределяют экономические тенденции на 2021 г. В своем макро-экономическом обзоре Казахстана на 2021 г. AERC опирается на следующие предпосылки:

  • цена на нефть марки Brent сложится в среднем за 2021 г. на уровне 48,5 долл./барр.;
  • экономики стран-торговых партнеров в 2021 г. вырастут на 4,5%;
  • объем добычи нефти и газового конденсата Казахстана в 2021 г сложится на уровне 86 млн тонн.

При данных условиях, согласно прогнозу AERC, реальный ВВП Казахстана в 2021 г. вырастет на 4,8%. Данный результат является консенсусом моделей совокупного спроса и совокупного предложения AERC. Вместе с тем потребительская инфляция замедлится в сравнении с 2020 г. и составит в 2021 г. 6,5%. Текущий счет платежного баланса Казахстана, по прогнозу AERC, с учетом постепенного восстановления экспорта и импорта в 2021 г. сложится с дефицитом в 9,4 млрд долл. США, составив -5% от ВВП.

Авторы  Жаксыбек Кулекеев , Галия Исмурзина , Рустам Бекишев , Жаныбек Айгазин , Диас Кумарбеков , Амина Бауыржан , Гульнара Балгабекова , Асем Хусаинова , Малика Шакер , Галымжан Айтказин , Евгения Пак , Гульмира Исимбаева

Источник aerc.org.kz