О новом стратегическом документе рассуждает экономист Мурат Темирханов.
Сейчас обсуждается проект документа «Национальный проект по развитию конкуренции в РК до 2025». Это уже второй опубликованный стратегический документ из новой Системы государственного планирования. Как я писал ранее, первый документ – «Национальный план развития РК до 2025» получился «ни о чем», а теперь и первый пример нацпроекта пошел по его следам.
Нужны новые подходы по развитию рыночных отношений в стране
Как сказал председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам РК (АСПИР) Кайрат Келимбетов, «национальные проекты — это лаконичная форма изложения государственной политики по тому или иному вопросу». К сожалению, в опубликованном нацпроекте государственная политика по развитию конкуренции в стране оказалась настолько лаконичной, что осталось непонятным, в чем она заключается, несмотря на то что вопрос развития рыночных отношений и конкуренции является ключевой проблемой для Казахстана.
Начиная с кризиса 2008-2009 годов на фоне высоких цен на нефть в Казахстане, вместо развития полноценной рыночной экономики, начал резко усиливаться так называемый государственный капитализм. То есть вместо рыночного подхода правительство стало использовать командно-административные ручные методы управления экономикой и распределения ресурсов в ней (государство заменяло собой рыночные отношения).
Перераспределяя нефтяную ренту в экономике, с 2010 года государство резко усилило свою роль как собственника крупного и ключевого бизнеса, а также свою роль как регулятора экономических и бизнес-отношений в Казахстане. Также государство стало заменять собой банковскую систему и фондовый рынок, предоставляя льготные кредиты в «приоритетных» отраслях экономики.
В результате такой государственный капитализм привел к тому, что конкуренция и рыночные механизмы и институты в Казахстане в значительной степени искажены. Частный бизнес в Казахстане сильно ограничен и не проявляет многих важных черт здорового частного сектора, как в развитых странах. Практически все существующие государственные меры по поддержке бизнеса снижают его конкурентоспособность. Эти меры антирыночны по своей сути и часто поддерживают неэффективный бизнес. В итоге у нас нет нормальной конкуренции и нет предпринимательского динамизма, когда на место более слабого бизнеса быстро приходит более эффективный, способный выживать в условиях реального рынка.
Также развитие рыночных отношений и конкуренции в Казахстане очень сильно страдает от неэффективной борьбы с коррупцией и несоблюдения принципов верховенства закона. Несмотря на некоторые косметические улучшения, на рынке успешные предприятия не чувствуют себя защищенными от вмешательства как со стороны государства, так и со стороны недобросовестной конкуренции или рейдерства.
Зачем сократили содержание госпрограмм?
Старые госпрограммы очень подробно излагали государственную политику в той или иной сфере и имели стандартное содержание:
- паспорт программы;
- введение;
- анализ текущей ситуации;
- цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы;
- основные направления, пути достижения поставленных целей программы и соответствующие меры;
- необходимые ресурсы.
В каждой госпрограмме (неважно, плохо или хорошо) всегда делался анализ текущей ситуации в стране и практически всегда описывался лучший мировой опыт в этой сфере государственной политики. Затем ставились определённые цели и задачи. И после этого подробно описывалась государственная политика и правительственные меры по достижению запланированных целей.
«Национальный проект по развитию конкуренции в РК» является первым примером из 15-20 запланированных нацпроектов. Трудно понять логику АСПИР, но агентство вдруг решило, что в нацпроектах и нацплане можно не делать анализа текущей ситуации и не описывать государственную политику и правительственные меры в сфере действия такой политики.
Спрашивается, как без критического анализа текущих проблем (особенно в сравнении с лучшей мировой практикой) можно обосновать правильность предлагаемой государственной политики в определённой сфере? Также - как можно понять предлагаемую госполитику, если вместо её подробного описания в текст были включены лишь малозначащие лозунги, взятые из нацплана развития Казахстана до 2025?
Это не госполитика по развитию рыночных отношений и конкуренции
В нацпроекте по развитию конкуренции вообще нет описания госполитики в этой сфере. В нем только скопированы задачи из нацплана развития Казахстана до 2025, которые напрямую или косвенно относятся к развитию конкуренции. Приведу несколько цитат по задачам нацпроекта по конкуренции.
1. В целях укрепления национальной экономики продолжится работа по внедрению проактивной государственной политики по развитию конкуренции с уходом от карательной ее направленности к более широкому применению инструментов «мягкого права» к незначительным правонарушениям с ужесточением ответственности по тяжким нарушениям.
2. Внедрение принципов «Open Markets» (открытые рынки) через IT-инструменты, направленные на доступ потребителей к информации, станет одним из важных направлений развития конкуренции. Это позволит облегчить условия вступления в отрасль новых поставщиков и предоставит возможности покупателям по поиску выгодных предложений.
3. Сформируется информативная система рыночного ценообразования с надежными ценовыми индикаторами.
4. В целях оценки воздействия на конкуренцию будет проводиться анализ конкурентных последствий вмешательства государства для разработки, пересмотра или изменения политики регулирования товарных рынков.
5. Национальный проект будет содействовать достижению к 2025 году 15% ВДС в ВВП (доля среднего предпринимательства в экономике).
Без анализа текущей ситуации и без описания мер государственной политики трудно понять, о чем вообще идет речь в этих задачах. Никаких пояснений, для чего это нужно и как это будет достигаться, в тексте просто нет. Просмотрев данный документ, обнаруживаешь, что в нем ничего нет, кроме малопонятных задач, скопированных из нацплана-2025 и множества несерьезных и несущественных цифровых показателей. Хуже того, некоторые задачи нацпроекта выглядят так, что государство снова хочет заменить собой рыночные отношения.
Странные плановые показатели
Ответственным за разработку нацпроекта является Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК). Возможно, отсутствие подробного описания государственной политики по развитию конкуренции произошло по вине АСПИР, но плановые показатели однозначно составлялись в АЗРК, и по ним много очень серьезных вопросов.
Прежде всего в этих планах нет ничего о том, что нужно изменить в законодательстве и государственном управлении Казахстана, чтобы приблизить рыночные отношения и конкуренцию к развитым странам. А начинать реформы нужно с этой стороны – с вмешательства государства в рыночные отношения.
Например, в документе говорится, что мы хотим использовать передовые практики стран ОЭСР, но нет описания мер и нет ни одного показателя для того, чтобы понять, как и в чем мы хотим приблизиться к развитым странам. Хуже того, в старом «Стратегическом плане развития РК до 2025», утвержденном в феврале 2018, был очень важный плановый индикатор, который напрямую относится к развитию рыночных отношений и конкуренции в стране, - «Индекс конкурентной среды ОЭСР (Product Market Regulation - PMR)». Теперь он почему-то исчез сразу из двух новых стратегических документов – из «Национального плана развития РК до 2025» и из «Национального проекта по развитию конкуренции в РК до 2025».
Данный индекс ОЭСР является очень важным для Казахстана. Он состоит из 18 показателей, которые измеряют барьеры для появления новых компаний и для развития конкуренции в стране в широком диапазоне ключевых областей государственной политики, включая проблемы лицензирования и государственных закупок, доли госкомпаний на рынке, корпоративного управления госкомпаниями, контроля цен, оценки новых и существующих нормативных актов и внешней торговли и так далее.
Практически по всем индикаторам PMR Казахстан очень сильно отстаёт от средних показателей стран ОЭСР, и прогресса пока не видно (см. таблицу по ссылке). Вместо большого множества несерьезных показателей в нацпроект по конкуренции нужно было включить только эти 18. Больше никаких показателей не нужно было! Если Казахстан сможет приблизиться к средним значениям стран ОЭСР по «Индексу конкурентной среды ОЭСР», то это и будет кардинальной реформой по переходу госуправления Казахстана от командно-административных подходов к рыночным отношениям.
Ниже приведу несколько примеров, которые показывают, что многочисленные плановые показатели нацпроекта по конкуренции никак не смогут изменить ситуацию с фундаментальными проблемами в рыночных отношениях и конкуренции в стране.
Субсидии для фермеров
Например, в нацпроекте есть такой плановый показатель, как «Увеличение числа получателей субсидий по созданию и расширению объектов для откорма скота». Судя по всему, АЗРК будет контролировать, что за 5 лет число таких получателей вырастет с 45 до 50. Спрашивается, зачем этот показатель нужен и как он повлияет на развитие рыночных отношений и конкуренции в сельском хозяйстве?!
Получается, что в Казахстане сейчас всего 45 получателей субсидий по созданию и расширению объектов для откорма скота. А сколько объектов для откорма в Казахстане всего? Какова доля таких субсидируемых объектов в общем объеме животноводства? Ответов на эти вопросы в нацпроекте нет, но можно однозначно сказать, что доля субсидируемых хозяйств в общем объеме производства очень маленькая. То есть охват субсидиями мизерный (в основном крупные хозяйства), при этом получатели таких субсидий имеют большое конкурентное преимущество по сравнению с другими. Очень трудно понять, как такой показатель нацпроекта может улучшить рыночные отношения и конкуренцию в этой отрасли, субсидируя «избранных». И это не единственный показатель такого рода по сельскому хозяйству.
В целом можно сказать, что сельское хозяйство является самой дотационной отраслью экономики Казахстана с наименее развитыми рыночными отношениями и конкуренцией. Судя по нацпроекту, АЗРК хочет сохранить текущую ситуацию и поучаствовать в распределении субсидий (распределение нефтяной ренты) в этой и других отраслях экономики.
Разгосударствление экономики
Разгосударствление — это ключевая реформа по развитию рыночных отношений и конкуренции. По этой теме в нацпроекте есть отдельная задача. Самым главным показателем по этой задаче в нацпроекте является - «Доля государства в экономике». Планируется, что эта доля за 5 лет улучшиться с 14,9% до 13,8%. При этом в нацпроекте ничего не говорится о том, как считается этот процент и насколько мы отстаём от развитых стран. С учетом небольшого снижения данной непонятной доли до 2025 года, можно предположить, что в Казахстане с этим показателем все в порядке и правительству нужны лишь небольшие усилия. Однако это совсем не так.
Выше я давал ссылку на сравнительную таблицу по «Индексу конкурентной среды стран ОЭСР». В нем есть отдельный обобщенный показатель - «Государственное участие в бизнесе» (Public Ownership). По этому показателю Казахстан хуже средних значений стран ОЭСР в 1,9 раз, а по сравнению с пятью лучшими странами ОЭСР показатель Казахстана ровно в 3 раза хуже! Трудно понять, в какой реальности живет АЗРК и правительство, не собираясь существенно снижать долю государства в экономике. Другой большой вопрос - как мы собираемся войти в 30-ку развитых стран (если правительство еще собирается делать это), не сравнивая Казахстан с ними?
Биржевые торги нефтепродуктами
Развитие биржевых торгов – это важная задача по развитию рыночных отношений и конкуренции в стране. Однако цифровых плановых показателей (причем довольно низких) совсем недостаточно, что переломить ситуацию в этой сфере. Например, давайте посмотрим на развитие биржевой торговли по нефтепродуктам. Так, в нацпроекте планируется, что «Доля реализации бензина, дизельного топлива, авиакеросина и битума через товарные биржи от общего объема реализации» в 2021 году составит 10%, а в 2025 году – 20%. Вроде бы неплохие планы, но это тоже не так.
Чтобы биржевые торги заработали так же, как и в развитых странах, прежде всего необходимо осуществить разгосударствление нефтепереработки, как с точки зрения владения бизнесом, так и с точки зрения государственного регулирования рынка нефтепродуктов.
На сегодня в Казахстане всего четыре больших нефтеперерабатывающих завода, и все они полностью принадлежат или контролируются государством. Трудно понять, почему это произошло, поскольку во всем мире этот сектор экономики очень интересен частным инвесторам и государство не должно заниматься там собственным бизнесом.
Помимо этого, правительство требует от компаний, добывающих нефть в Казахстане, поставлять определённую её часть на внутренний рынок по низкой цене. Например, в 2019 группа компаний «Самрук-Казына» поставила на внутренний рынок 6,2 млн тонн сырой нефти по заниженной цене. Также, когда оптовые или розничные цены на бензин в Казахстане начинают сильно отличаться от соседних стран (прежде всего в России), наше правительство активно использует запрет на экспорт или импорт бензина из/в Казахстан, что напрямую влияет на ценообразование и конкуренцию на этом рынке.
Спрашивается, как можно развивать биржевую торговлю в стране, где государство контролирует практически всю нефтепереработку и командно-административными методами управляет ценами на нефтепродукты? В таких условиях правительство административным путем легко выполнит свои собственные планы по биржевым торгам через госкомпании, однако это не будет иметь никакого отношения к развитию рыночных отношений и конкуренции в этом секторе экономики.
Вместо реформ – цифровые показатели
Помимо вышесказанного, в нацпроекте по конкуренции есть задачи и числовые показатели по развитию конкуренции в таких областях, где государство имеет подавляющее влияние. Это: электроэнергетика, железнодорожный сектор и связь. И снова, вместо серьезных структурных реформ в этих отраслях, в документе предлагаются какие-то несерьёзные показатели.
Например, есть план по увеличению количества частных железнодорожных грузовых перевозчиков. Это хороший план, но он не будет работать, пока будет существовать подавляющее влияние КТЖ. Уже давно идет речь о кардинальных в реформах в КТЖ, когда за государством останутся только стратегические магистральные ж/д линии, а все остальное будет приватизировано частным бизнесом (прежде всего это важно для локомотивной тяги, где у КТЖ законодательная монополия). Только в этих условиях может возникнуть добросовестная конкуренция и реальные рыночные отношения в сфере частных грузовых ж/д перевозок.
То же самое происходит и в сфере связи. Сначала государство, помимо фиксированной, разрешает Казахтелекому стать монополистом еще и в мобильной связи. После чего ставит совсем смешные планы по снятию барьеров входа на рынки в сфере связи. Например, планируется, что показатель «Снижение доли доминирующих операторов в области связи» уменьшится от 100% в 2020 году до 98,8% в 2025. Вот это прорыв!
Проблемы развития рыночных отношений и конкуренции в электроэнергетике не меньше. В этой инфраструктурной отрасли экономики правительство занижает тарифы на электричество (субсидирует их для физических и отдельных юридических лиц) не за счет госбюджета, а за счет прибыли энергетических компаний, что приводит к их нерентабельности. Правительство планировало серьёзные реформы в этой сфере, но они все сошли на нет, и АЗРК не собирается решать эту проблему.
Также значительная часть электрической генерации в РК относится к «связанной», то есть к крупным финансово-промышленным холдингам с собственными генерирующими мощностями и эклектическими сетями. Наличие «связанной» генерации, а также «связанной» передачи и распределения электроэнергии имеет серьезные недостатки, поскольку ограничивает как равный доступ для потребителей, так и возможности других генерирующих компаний по расширению сбыта. И это не единственные проблемы с развитием рыночных отношений и конкуренции в электроэнергетике.
В целом можно сказать, что плановые показатели в нацпроекте получились поверхностными и бессодержательными, в документе нет описания госполитики по решению фундаментальных проблем по развитию рыночных отношений и конкуренции в Казахстане.
Автор Мурат Темирханов
Источник forbes.kz