«Наше развитие все больше зависит от кооперации, от совместных производств и формирования общих цепочек добавленной стоимости», – министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Глазьев.
ЕАЭС будет позиционироваться в качестве одного из центров формирования интеграционного контура Большого Евразийского партнерства, государства-участники поработают над формированием союза как одного из наиболее значимых центров развития современного мира. Это одно из стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Напомним, для углубления по уже действующим и развития интеграции по новым направлениям в Евразийском экономическом союзе разработан документ, включающий 11 стратегических направлений. По каждому из них предлагаются определенные меры и механизмы, в общей сложности – 332. В начале апреля Совет ЕЭК одобрил план реализации стратегии.
Ранее редакция рассказывала о первых шести направлениях, во второй части обзора мы рассмотрим направления с седьмого по одиннадцатое.
Седьмое направление. Выстраивание эффективной системы управления совместными кооперационными проектами и их финансирования, создание и развитие высокопроизводительных, в том числе экспортно ориентированных секторов экономики.
Это направление содержит восемь блоков мер и механизмов. На пространстве союза будут создаваться условия для развития высокопроизводительных секторов экономики, разрабатываться и реализовываться значимые инфраструктурные проекты, реализовываться совместные меры по развитию экспорта. Планируется повысить эффективность племенного животноводства и конкурентоспособность в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений
Также это направление предполагает разработку механизмов стимулирования промышленной кооперации, разработку предложений по стимулированию производств, создающих региональные производственно-технологические цепочки добавленной стоимости для развития кооперационных связей между предприятиями государств – членов союза.
«Для того чтобы развивалась взаимная торговля и мы могли реально объединять конкурентные преимущества, нам нужно развивать кооперацию. Седьмое направление предусматривает большой набор мер по созданию условий для кооперации, по формированию механизмов поддержки кооперационных проектов», – говорит министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), доктор экономических наук, академик РАН Сергей Глазьев.
Он поясняет, что основной вес международной торговли сегодня ложится на торговлю в рамках производственных коопераций. Это либо торговля между подразделениями транснациональных корпораций, либо торговля в целях обслуживания совместных предприятий.
«И нам, для того чтобы поднять вес нашей взаимной торговли, также нужно развивать кооперацию. В целом наше развитие все больше зависит от кооперации, от совместных производств, формирования общих цепочек добавленной стоимости. И мы рассчитываем, что в этом году в соответствии с теми приоритетами, которые объявил президент Токаев, сумеем продвинуться в области развития кооперации», – заключает спикер.
Восьмое направление. Объединение усилий для стимулирования проведения совместных научно-исследовательских работ.
Это направление также является совершенно новым для евразийской интеграции, оно содержит три пункта с набором подпунктов.
«Мы впервые начинаем разрабатывать программы совместного научно-технического развития, организовывать проведение совместных исследований, формировать общую базу данных по новым технологиям. Появляется такая тема, как зеленые технологии, и вообще внедрение принципов зеленой экономики. Все это сейчас отрабатывается в плане конкретных механизмов организации совместной деятельности», – говорит министр.
Он называет это направление очень важным, поскольку главным фактором современного экономического роста является научно-технический прогресс.
«И, соответственно, без этого направления наша интеграция была бы неполной», – отмечает спикер.
Добавим, что планируется, например, сформировать национальные базы данных по науке, в том числе технологий, по единому межгосударственному кодификатору, провести мониторинг технологических разработок инновационных компаний, определить критерии организации совместных исследований и инновационных проектов в сферах, представляющих взаимный интерес. Предполагается использовать инструменты ЕАБР и Евразийского фонда стабилизации и развития для стимулирования применения энерго- и ресурсосберегающих технологий, распространять «умные» энергоэффективные технологии, изучить вопрос введения поэтапного запрета на ввоз и производство одноразового пластика, в том числе пакетов, и т. д.
Девятое направление. Обеспечение максимально действенной институциональной системы союза, гарантирующей выполнение принятых договоренностей.
Это направление касается совершенствования внутренней работы и включает такие пункты, как повышение деятельности ЕЭК, повышение эффективности судебной системы союза, обеспечение широкого доступа населения к информации о союзе, повышение открытости деятельности комиссии. Предлагается широко вовлекать граждан, общественные объединения и бизнес-сообщество в процессы функционирования ЕАЭС и привлекать их к участию в определении дальнейших направлений развития евразийской интеграции. Десятое направление. Расширение экономического сотрудничества в области образования, здравоохранения, туризма и спорта. Это направление описывает интеграцию по сферам, которые не были предусмотрены договором о ЕАЭС. Предлагается шесть блоков мер и механизмов.
В части образования обозначены планы развития сетевых форм взаимодействия при реализации образовательных программ высшего образования. Также развитие дистанционных программ образования, что предполагает, в том числе совместную разработку онлайн-программ и размещение их на популярных глобальных образовательных платформах. В рамках ЕАЭС хотят проработать вопрос создания механизма для дистанционной проверки подлинности документов об образовании, выданных трудящимся государств – членов союза.
Также рассмотрят необходимость последовательного сближения государствами-членами квалификаций специалистов различных видов профессиональной деятельности, в том числе в сфере медицинского, педагогического, юридического и фармацевтического образования. Это необходимо для повышения эффективности функционирования рынка трудовых ресурсов внутри союза.
Кроме того, планируется развивать экономическое сотрудничество в области здравоохранения. Для граждан государств-членов хотят сделать более доступными современные достижения в сфере здравоохранения. Будет изучен вопрос кооперации медицинских реабилитационных центров с использованием передовых технологий. Государства будут развивать сотрудничество в сфере непрерывного медицинского и фармацевтического образования с использованием современных технологий обучений.
Один из пунктов касается совершенствования общих подходов к охране здоровья и медицинскому обслуживанию в сфере трудовой миграции. Это предполагает, в том числе создание условий для повышения качества и доступности медицинских услуг, определение минимального стандартного набора бесплатных медуслуг для трудящихся государств-членов и их семей в государстве трудоустройства.
В части туризма также планируется расширять экономическое сотрудничество участников интеграционного объединения. Например, будут разработаны совместные евразийские туристические маршруты, проработан единый информационный ресурс по этой тематике. Также разработаны рекомендации по стандартам качества предоставления туристических услуг. В рамках союза будет разработана концепция развития туризма.
Одиннадцатое направление. Формирование союза как одного из наиболее значимых центров развития современного мира.
Большое направление, включающее восемь блоков. С государствами, получившими статус наблюдателя при союзе, будет «развиваться диалог», планируется популяризировать членство в ЕАЭС и получение статуса наблюдателя. Будет и дальше формироваться договорно-правовая база союза с третьими странами и их интеграционными объединениями по вопросам формирования преференциальных торговых режимов, развития и углубления торгово-экономического сотрудничества.
Планируется завершить переговоры и создать зоны свободной торговли с Египтом и Израилем (заключение международных договоров союза с третьей стороной), провести переговоры о создании зоны свободной торговли с Индией. Определить новых партнеров по соглашениям о свободной торговле и изучить совместно с ними целесообразность заключения таких соглашений.
Со странами СНГ планируется развитие механизмов экономического сотрудничества в сферах, определенных договором. Будет выстраиваться взаимодействие для повышения эффективности функционирования рынка товаров, безопасности обращаемых товаров, информированности и надлежащей защиты потребителей. Представители ЕЭК и исполнительного комитета СНГ смогут принимать участие в заседаниях рабочих органов обоих объединений.
Также планируется развивать «системный диалог» с ведущими региональными экономическими объединениями, в частности углублять торгово-экономическое сотрудничество с ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, строить диалог с Шанхайской организацией сотрудничества в определенных договором сферах, углублять сотрудничество с Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР), Тихоокеанским альянсом и Андским сообществом, развивать взаимодействие с Африканским союзом.
ЕАЭС будет позиционироваться как один из центров формирования интеграционного контура Большого Евразийского партнерства через сопряжение с инициативой Китая «Один пояс – один путь» и укрепление взаимодействия с различными объединениями и государствами Азии и Европы.
Заключение
Стратегия-2025 носит комплексный характер. Она охватывает практически все сферы нашей деятельности как существующие, так и новые, которые нужны для целей использования нашего общего экономического пространства в интересах развития всех государств.
«Тот целевой сценарий, который был установлен пять лет назад, он называется «Собственный центр силы», предполагает активизацию совместной научно-технической, промышленной, агропромышленной политики, сочетание конкурентных преимуществ и создание механизмов финансирования совместных инвестиционных проектов. Для чего нам очень важно подключение к нашей работе центральных банков. Нам нужно углублять наш общий финансовый рынок. В частности, мы рассчитываем на активное участие в реализации стратегических направлений в этой части Международного финансового центра «Астана». У нас есть уже обсужденные с руководством этого центра планы по использованию механизмов привлечения денег с мирового финансового рынка для реализации наших совместных проектов», – прокомментировал Сергей Глазьев.
Он подчеркнул, что новые направления поддержки экономического роста, научно-технического сотрудничества планируется воплотить в жизнь до 2025 года, но основные мероприятия должны пройти в ближайшие два года. Это же подтверждается и принятым планом реализации стратегии: большая часть мероприятий будет исполнена в 2021-2023 годах.
Автор Елена Тумашова
Источник inbusiness.kz