Качественное образование, здравоохранение, социальная политика, инфраструктура, создание новых рабочих мест — именно этим сегодня должно заниматься государство» — К. Келимбетов.

В чем отличие национальных проектов от государственных программ, о каких приоритетах идет речь, какой эффект они дадут стране и как будут реализовываться? Об этом и многом другом рассказал председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам РК Кайрат Келимбетов в интервью директору Центра прикладных исследований TALAP Рахиму Ошакбаеву.

Основные мысли из выступления К. Келимбетова

1. Глава государства Касым-Жомарт Токаев 1 сентября 2020 года обратился с Посланием народу Казахстана, где поставил перед Правительством серьезную задачу по перезагрузке государственного сектора, в том числе по переходу от громоздких государственных программ к современным национальным проектам. Основополагающим документом для создания национальных проектов стала Стратегия «Казахстан-2050», из которой вытекают среднесрочные и краткосрочные документы.

2. Одним из важнейших принципов модернизации системы государственного управления, как определил Президент, станет модель «слышащего государства». Государство в своих действиях должно сконцентрироваться на создании общественных благ. Образование, качественное здравоохранение, социальная политика, инфраструктура, создание новых рабочих мест – именно этим сегодня должно заниматься государство.

3. Государственные программы на определенном этапе сыграли важную роль и позволили достичь хороших результатов. Но чтобы концептуально продолжить развитие достигнутых целей, необходима их модернизация. Лучшие практики, которые были заложены в государственных программах, в дальнейшем стали составной частью национальных проектов.

4. Современные глобальные изменения экономики сказались на системе государственного управления. Во-первых, обесценивание сырья, которое произошло в 2020 году, наглядно показало необходимость декарбонизации экономики. Во-вторых, развитие цифровизации радикально изменило процесс взаимодействия между государством и населением. В-третьих, пандемия коронавируса наиболее четка показала, как должны выглядеть системы образования и здравоохранения. Сейчас весь мир переходит на проектное управление, в котором ключевым является то, что все проекты должны быть измеримыми, достижимыми, конкретными и иметь определенный период.

5. Государственные программы носили ведомственный характер. То есть каждое ведомство привыкло иметь свою государственную программу и концентрировалось только на выполнении задач в рамках нее. Мы изменили идеологию: теперь госорганы будут буду объединены большой целью. Например, национальный проект «Здоровая нация» предполагает не только развитие здравоохранения, но и подготовку квалифицированных специалистов в области здравоохранения, развития культуры, спорта.

6. Мы сформировали 10 национальных проектов, в которых выделили 9 мегаиндикаторов, состоящие из более 200 показателей. Каждый показатель закреплен за определенным ведомством, ответственным за его достижение. Сформирована наглядная и абсолютно понятная система государственного управления. Например, повышение продолжительности жизни до 75 лет является одним из индикаторов национального проекта. Над этой задачей будет работать все Правительство, и за каждым госорганом будет закреплен определенный показатель.

7. Предварительный перечень национальных проектов был утвержден в январе 2021 года. Затем, когда готовились Дорожная карта развития партии Nur Otan и Национальный план развития Казахстана до 2025 года, для формирования экспертизы привлекались международные и внутренние эксперты. Это Всемирный Банк и компании «большой четверки». Учитывались замечания и рекомендации Международного валютного фонда, Европейского банка развития и реконструкции. Мы также обратились к депутатам Парламента. Все их предложения и рекомендации легли в основу национальных проектов.

8. Создан Офис цифрового правительства. Теперь на регулярной основе каждый гражданин Казахстана сможет видеть, как ведется работа государства в части достижения выработанных KPI. Обсуждать текущие результаты деятельности будут регулярно — раз в неделю на уровне министров/вице-министров, раз в две недели на уровне вице-премьеров министров раз в месяц на уровне Премьер-министра.

9.Система оценки эффективности реализации национальных проектов также изменится. По каждому национальному проекту эффектом его реализации станет влияние на качество жизни населения. Цель государства – не просто достичь измеримый показатель, а оказать благоприятный социальный эффект.

10. Также будут созданы комиссии, которые будут следить за эффективным использованием средств, выделенных на реализацию национальных проектов. Выделяются три источника финансирования. Первым выступает республиканский бюджет, деньги которого будут направлены на обязательные социально значимые сферы. Сюда относятся национальные проекты образования, здравоохранения, сильные регионы, «Жасыл Қазақстан». Второй источник — средства местного бюджета, которые также будут в основном направлены на социально значимые сферы. Третий — инвестиции. При этом 80% средств будут привлекаться за счет инвестиций.

Источник  finreview.info