Сегодня некоторые олигархи хорошо зарабатывают на нескольких мелких месторождениях и не платят налоги с прибыли. сообщает 365info.kz.
В Казахстане отозвали больше ста лицензий на разработку месторождений, свыше 30 контактов расторгли из-за ненадлежащего исполнения. Теперь они будут выставлены на аукционе для привлечения новых инвестиций. Если недропользователи не устранят выявленные нарушения, то же самое произойдет и с другими контрактами. Об этом стало известно на совещании по вопросам геологоразведки, которое провел премьер-министр Алихан Смаилов. Он поручил ускорить ревизию в этой сфере и определить, сколько конкретно месторождений простаивает.
Чтобы не стояли зря
Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП), экономист Магбат Спанов объясняет эту ситуацию желанием чиновников навести порядок в сфере геологоразведки.
— Видимо, отозвали те контракты, которые долго не реализовывались. То есть когда взяли в аренду, но деньги в разведку не вкладывались. А сейчас решили систематизировать, разработано или нет то или иное месторождение.
Надо сказать, что в 90-е годы лицензии в этой сфере часто выдавали кому попало
А потом с середины нулевых выдачу начали замораживать.
Однажды я брал интервью у одного ученого, который рассказал историю, как месторождение продали человеку, который торговал сосисками. Это был немец, здесь он вел бизнес, а месторождение приобрел на всякий случай — чтобы потом перепродать.
Подобное нам повторять не надо, ведь мы заинтересованы в разработке новых месторождений, создании новых рабочих мест и поступлении налогов, — замечает экономист.
Магбат Спанов
Возможно, некоторые лицензии отозвали, потому что там фигурировали известные фамилии, которые стали сейчас нежелательными. Но, по словам Спанова, чтобы подтвердить эту гипотезу, надо опубликовать список компаний.
— Вообще, сейчас они пытаются привлечь дополнительные инвестиции. Но
с учетом произошедших январских событий в Казахстане ни один нормальный западный инвестор заключать с нашей страной крупные серьезные контракты не захочет
Любая экономика для своего развития требует политического затишья. А мы вступили в эпоху нестабильности, — констатирует Спанов
Все вывозится
Экономист вспоминает: в советские годы в Казахстане добывалось нефти 25-28 миллионов тонн. Сегодня порядка 90 млн тонн — почти в четыре раза больше. Но если тогда нефть в основном шла на нужды самого Казахстана или уходила в другие республики СССР, возвращаясь в виде дотаций, сейчас большая часть прибыли просто вывозится из страны и вкладывается за ее пределами.
— У «Казмунайгаза» и других казахстанских нефтедобывающих компаний доля в месторождениях составляет не более 30%
Так что если посмотреть с этой точки зрения, количество нефти, которое остается в стране, соотносится с советским периодом.
К тому же большинство наших олигархов вывозили прибыль, а не инвестировали ее внутри страны. То есть не видели смысла, потому что политическая система в стране такая: сегодня дали деньги, а завтра забрали.
С моей точки подобная ситуация и самая главная проблема Казахстана в том, что нет национальных инвесторов, который бы вкладывали в развитие национальной экономики. Именно тех, которые являются основой среднего класса. У нас богатых очень мало, бедных очень много, а среднего класса как такового нет.
Изучая данные по депозитарию ценных бумаг, я пришел к выводу, что те 190 тысяч человек, которые там зарегистрированы, и есть средний класс. А это всего чуть более 1% от всего населения страны.
Как только мы увеличим это количество в десять раз, только тогда можно будет говорить о политической и экономической стабильности не только в Казахстане, но и в целом в Центральной Азии, — говорит Спанов.
Как не платят налоги
Рашид Жаксылыков, председатель Президиума союза нефтесервисных компаний Казахстана, объясняет ситуацию с отзывом лицензий и расторжением контрактов в сфере разработки месторождений борьбой с махинациями.
— Многие берут лицензию на разведку и разработку, а сами занимаются полноценной добычей нефти
По этой лицензии они платят меньше налогов, чем если бы числились официально как нефтедобытчики.
И эти лицензии они продлевают годами. Хотя на некоторых месторождениях уже и разведывать-то нечего — все уже добыто. Таким образом, уже много лет идет явное нарушение закона с целью избежать финансовых обременений и не платить налоги.
Рашид Жаксылыков
Но по каждой компании надо разбираться отдельно. Некоторые покупают месторождение, а потом ищут инвестора, ничего на нем не делая. И подобных примеров множество.
К нам ежемесячно поступает 5-6 звонков с предложением купить месторождение. Как правило,у этих людей хорошие связи с чиновниками из Минэнерго, которые в свое время им и помогли с приобретением.Такая вот неприкрытая коррупция, — рассказывает он.
Маленькие, да удаленькие
По словам Жаксылыкова, те компании, которые под прикрытием лицензии на разведку добывают 4-5 тонн нефти в месяц, неофициально называют «ведерщиками». Ведь когда речь заходит о нефтедобыче, все привыкли, что там все исчисляется миллионами тонн.
— А когда добывается всего несколько тонн — это вроде незаметно, но это все равно месторождение. Если умножить на текущую цену — 92 доллара за баррель, получается хороший такой оборот.
Чтобы разработать такое маленькое месторождение и вести его как предприятие с численностью рабочих порядка 50 человек, надо минимум 200-300 миллионов долларов. А такой капитал есть только у олигархов
У каждого из них может быть 10-15 подобных месторождений. Вот и посчитайте, какой в совокупности выходит доход, если с каждого по 5 миллионов долларов. Некоторые владельцы хорошо зарабатывают на перепродажах: берут в собственность, «подшаманивают» и продают «Казмунайгазу» как привлекательное направление. Разве может простой ТООшник или ИПшник так договориться?! — задает он риторический вопрос.
Эксперт убежден: то, что сейчас происходит на рынке месторождений, это лишь передел собственности, и не верит, что в этой сфере будут какие-либо существенные перемены.
Автор Татьяна Киселёва
Источник 365info.kz