Президент Владимир Путин назвал нижнюю границу роста реальных располагаемых доходов россиян в этом году – 2,5%. Задача поставлена перед правительством, у которого есть ресурсы и способы ее решения. Когда ждать второй за этот год индексации пенсий и социальных пособий и новых разовых выплат, сообщает profile.ru.
Растущий государственный интерес
Ситуация с инфляцией, зарплатами и пенсиями россиян обсуждалась на совещании по экономическим вопросам, состоявшемся 17 февраля. Глава государства заявил о запланированном на 2022 год росте доходов населения РФ – он должен быть обеспечен не менее чем на 2,5%. «Такие ориентиры перед правительством уже поставлены, и эту задачу обязательно нужно решить. В этой связи хотел бы отметить, что увеличение доходов граждан должно опираться не только на эффективные меры социальной поддержки, но, конечно, прежде всего… на экономический рост. Это базовое условие для решения социальных задач», – заявил Владимир Путин.
Следует пояснить: реальные располагаемые доходы рассчитывают в процентах. Показатель зависит от общей суммы начисленных зарплат и пенсий, из которой вычитают различные обязательные платежи (в частности, налоги и обслуживание кредитов). А еще учитывается уровень инфляции по итогам года.
В 2021 году потребительские цены повысились на 8,39%. Несмотря на это, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы россиян увеличились на 3,1%. Здесь заслуга в основном государства, которое провело разовые социальные выплаты самым многочисленным социальным группам – пенсионерам (около 42,5 млн человек) и на детей (в РФ более 30 млн детей в возрасте до 17 лет).
Действия властей следует рассматривать в контексте борьбы с бедностью, которая заявлена в качестве одного из приоритетов национального развития. Однако реализации программ улучшения благосостояния населения препятствуют как причины фундаментального характера, так и текущее состояние экономики. Неслучайно как раз на этих моментах акцентировал внимание членов правительства президент.
Особенности российского капитализма
В России сформировалась модель периферийного капитализма, основанного на эксплуатации природных ресурсов и предполагающая преимущественное развитие ориентированных на экспорт производств. Это породило не только отраслевые перекосы хозяйственной системы, но и серьезные диспропорции в распределении доходов населения. В сферу «дележа» сверхприбылей крупных корпораций прежде всего допущены люди и территории, представляющие ценность для создания добавочной стоимости. В то же время многочисленные социальные группы, не имеющие значимой роли в накоплении капитала, оказались вторичны для действующей системы распределения общественного богатства.
В этом принципиальное отличие России от развитых стран с классической моделью рыночной экономики. Трансформация отечественного капитализма привела к встраиванию крупных монополий в единую иерархию экономической власти. Результат – сужение социальных функций государства и формирование конструкции, воспроизводящей имущественное неравенство и бедность миллионов россиян.
Экспорт минерального сырья обеспечивает стабильный рост зарплат в топливно-энергетическом комплексе, металлургии, на транспорте и в некоторых других секторах экономики. С другой стороны, все те, кто не способствуют освоению нефтяных и газовых месторождений, добыче металлов, вывозу леса или разработке алмазных копей, обеспечиваются по остаточному принципу.
Воспроизводство трудовых ресурсов рассматривается исключительно в интересах максимальной рентабельности. Вложения в «человеческий капитал», то, что в развитых экономиках – полноправный фактор, до недавнего времени не относилось к приоритетам развития. Примером может служить строительная отрасль. Ее эффективность долгие годы зависит от дешевого труда мигрантов из ближнего зарубежья. Следствием такого перекоса стала практически полная ликвидация национальной системы профессиональной подготовки. Россиянин, имеющий специальность, связанную со строительством, сегодня большая редкость.
Бедность по номиналу
Таким образом, даже в благополучных секторах экономики преобладает тенденция к занижению оценки участия наемного труда своих граждан в реальных результатах хозяйственной деятельности. Коль скоро внутренний рынок носит преимущественно олигополистический характер с ценовым диктатом производителей, то сокращение реальных располагаемых доходов населения можно считать естественным процессом.
Согласно докладу «Доходы населения в период выхода экономики из рецессии», подготовленному Аналитическим центром при правительстве РФ, рост номинальных доходов в 2010–2013 годах в среднем составил 11,3%, в 2014-м – 7,1%, в 2015-м – 10,6%, в 2016-м – 1%. Доля населения, живущего за чертой бедности, сначала снижалась и в 2013 году достигла минимума в 10,7–10,8%. Затем маятник качнулся назад – падение реальных доходов россиян как устойчивый тренд прослеживается с 2014 года. В 2015-м бедных в нашей стране было 13,3%, пять лет спустя – 12,1%.
Статистика свидетельствует об устойчивости негативной тенденции, сложившейся в экономике. С одной стороны, работодателями сдерживается рост зарплат под предлогом коронакризиса. С другой – индексация государством пенсий, ввиду их низкой базы, для большинства стариков имеет весьма символический характер.
А у отечественных производителей и ритейла есть почти неограниченные возможности для завышения цен на товары и услуги. Ведь из-за антироссийских санкций и контрсанкций на внутреннем рынке уже несколько лет фактически отсутствует конкуренция со стороны зарубежных игроков.
Да, по итогам 2021 года зафиксирован рекордный рост реальных располагаемых доходов населения. О его структуре было сказано выше, но есть и другие нюансы. Показатель совершил рывок вверх после провала на 3,5% в 2020-м. При ближайшем рассмотрении успех прошлого года полностью даже не компенсировал потери предыдущего года. С марта 2021-го инфляция приобрела весьма тревожный характер. Если общий рост потребительских цен в январе текущего года составил 8,7% (в годовом выражении), то удорожание продуктов питания достигло двухзначных значений. Между тем именно цены на продовольствие и товары первой необходимости определяют реальный уровень инфляции для наименее обеспеченных слоев населения. Как известно, в бюджетах домохозяйств с низкими доходами расходы на питание занимают от 60% до 80%.
Спасет ли рецессия от роста цен
Справиться с инфляцией пока не удается. Монетарные меры, используемые Банком России, раз за разом доказывают свою неэффективность, что, в общем-то, неудивительно. Регулятор пытается сдержать цены, подавляя спрос, который и без того сейчас на низком уровне. Жесткая денежно-кредитная политика не проходит бесследно – препятствуя притоку ликвидности в экономику и тем самым ограничивая инвестиционную активность бизнеса, ЦБ, по сути, пытается рецессией погасить инфляцию.
В свою очередь, правительство до недавних пор предпочитало экономить на простых гражданах, сделав ставку на адресную помощь в период кризиса. Например, чтобы не допустить погружения в бедность пенсионеров и семей с детьми, были введены разовые социальные выплаты. Проблема в том, что эта, равно как и другие меры социальной поддержки всегда запаздывают относительно реального роста цен. В частности, индексация страховых пенсий по старости и военных пенсий на 8,6% в полной мере не компенсировала снижение доходов представителей старшего поколения.
А с начала 2022 года цены продолжили активный рост. Это обстоятельство, как представляется, поставит руководство страны в течение ближайших месяцев перед необходимостью либо еще раз повысить пенсии, либо вернуться к практике разовых социальных выплат. В противном случае под угрозой срыва окажется задача, поставленная президентом, добиться в этом году роста реальных располагаемых доходов граждан. К слову, индексировать пенсии можно не только с 1 января. В Конституции РФ на этот счет есть обязательство повышать не реже одного раза в год. Что касается единовременных выплат, то, как показал опыт 2022 года, их можно ждать в конце лета.
Государственный механизм в настоящее время претерпевает глубокую трансформацию. Смысл происходящих изменений – переход к социально ориентированной общественной системе. Ключевой элемент создаваемой конструкции – рост реальных доходов населения. На смену разовым акциям, компенсирующим части населения потери от инфляции, часто приуроченным к электоральным циклам – избирательным кампаниям, должны прийти автоматические социальные трансферы. Их размер, а также частоту выплат следует поставить в зависимость от доходов консолидированного бюджета.
Сэкономить на этом государство может одним способом – вернув в прогнозные границы инфляцию. Задача в целом выполнимая – Россия сырьевая и энергонезависимая страна, что дает властям возможности регулировать процессы формирования стоимости конечных продуктов.
Автор Анатолий Гожий
Источник profile.ru