Ранее в Казахстане было озвучено решение о снижении ставок утилизационного сбора. Однако, вопреки ожиданиям казахстанцев, это может не повлиять на высокую стоимость машин , сообщает nur.kz.
Напомним, что вопрос об отмене или пересмотре ставок утилизационного сбора был одним из важнейших пунктов среди требований, озвучиваемых во время массовых волнений в январе 2022 года.
Позже в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития сообщили, что ставки будут снижены на 50%.
О том, как это может отразиться на стоимости автомобилей для казахстанцев, рассказал Алексей Алексеев, главный редактор журнала "За рулем" в Казахстане.
Дефицит и высокие цены останутся
На формирование цен для казахстанских покупателей автомобилей влияют различные факторы. И, помимо утилизационного сбора, большую роль играет отношение спроса и предложения.
"В 2022 году продолжится мировой дефицит полупроводников, а, следовательно, сохранится высокий спрос на новые автомобили и их нехватка в дилерских центрах.
В условиях дефицита снижать цены не имеет смысла.
Дефицит новых автомобилей будет держать в напряжении и рынок подержанных автомобилей, так как в условиях нехватки новых машин покупатель идет на вторичный рынок", – сообщает Алексей Алексеев.
Другими словами, новых машин будет недостаточно для удовлетворения спроса населения. И поэтому даже уменьшение ставок утильсбора на ввозимые в страну автомобили не приведет к снижению цен на вторичном рынке.
При этом специалист отмечает, что продажи новых машин в Казахстане за прошлый год выросли до 117 тыс. единиц. Но это значительно меньше рекордных значений 2011 года, когда продажи достигали 165 тыс. автомобилей.
Поэтому в текущих условиях не удастся покрыть внутренний спрос, а ажиотаж в сфере легковых авто и высокие цены могут сохраниться.
Для чего нужен утильсбор
Напомним, что, согласно сообщению МИИР, утилизационный сбор в настоящее время является инструментом защиты внутреннего рынка. Однако это распространенная международная практика.
Некоторые страны применяют различные методы защиты собственного рынка - от полного запрета импорта до ограничительных мер в виде увеличенной таможенной пошлины или экосбора.
Существует миф, что утильсбор введен для прямой поддержки автопрома. Якобы из аккумулируемых средств выплачиваются некие субсидии отечественным заводам.
Это неправда. Деньги, которые получают производители, в действительности являются их же собственными средствами, ранее выплаченными в качестве утилизационной пошлины.
Это требование ВТО: производитель обязан, как и импортеры, заплатить утильсбор. Но затем уплаченные деньги он получает обратно.
Это сделано для того, чтобы цена автомобиля, произведенного в стране, не увеличилась для потребителя", – сообщал ранее вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев.
По его словам, новые автомобили, комбайны и тракторы, произведенные в Казахстане, продаются без утильсбора в цене. То есть, на стоимость новых автомобилей пониженный утильсбор не повлияет.
Однако иного мнения придерживается главный редактор журнала "За рулем" в Казахстане:
"Я опросил автомобильных дилеров, и как минимум 80% из них готовы снизить цены на новые автомобили на величину снижения ставки утильсбора в качестве реакции.
Кто-то сразу, кто-то - начиная с мая, на новое поступление автомобилей. Это похвально, но сомневаюсь, что снижение цен сохранится надолго", - говорит Алексей Алексеев.
Другими словами, обновленные ставки утилизационного сбора могут привести к некоторому временному снижению цен на новые машины. Однако это может оказаться краткосрочным явлением.
А из-за сохраняющегося дефицита предложений вторичный рынок может остаться довольно дорогим для потребителя.
Автор Марк Захаров
Источник nur.kz