Газ может подорожать более чем в полтора раза, но этого можно избежать — например, заставить майнинговые фермы платить полную рыночную стоимость , сообщает 365info.
Магистральные сети газотранспортной системы изношены на 75% (а местами почти 90%). По уровню газификации в 2019 году мы занимали предпоследнее место в ЕАЭС. Между тем внутренние запросы продолжают расти, а производство, наоборот, рискует упасть. В этих условиях рост цен на внутреннем рынке еще не самая большая угроза.
Группа сенаторов в запросе на имя Алихана Смаилова перечислила проблемы газовой отрасли страны и предупредила, к чему это может привести.
Дефицит уже не за горами
Сенаторы напомнили, что еще 8 февраля Касым-Жомарт Токаев говорил о рисках дефицита товарного газа, равно как и о том, что задача по формированию сбалансированного и коммерчески привлекательного рынка газа никак не решается 26 апреля планируется Правительственный час по вопросам газификации регионов. При подготовке к нему проанализировали состояние отрасли и выявили целый ряд проблем.
Часть из них проистекает из недостаточности ресурсной базы.
Резкий рост использования газа на внутреннем рынке привел к тому, что за последние пять лет объемы потребления выросли на 35% (с 13,8 до 18,6 млрд м3). По прогнозам, такая динамика сохранится, и уже в 2022 году производство товарного газа снизится на 3,5% — до 24,9 млрд м3 (с 25,8 млрд м3), а потребление, наоборот, повысится на 5,4% — до 19,6 млрд м3 (с 18,6 млрд м3), — отметили сенаторы.
Кроме того, сами недропользователи не очень склонны к реализации новых проектов добычи и переработки газа,поскольку затраты высоки, а рентабельность из-за низких закупочных цен низкая Парламентарии предупреждают, что уже с 2024 это может привести к дефициту товарного газа.
Сети и газопроводы изношены
Второй блок включает в себя проблемы высокого уровня износа газотранспортной системы.
Данные минэнерго гласят, что средний уровень износа магистральных сетей достиг 75%, а фактический эксплуатируемый срок большинства из них свыше 50 лет
При этом наибольший уровень износа отмечается в Атырауской (84%) и Мангистауской областях (86%), где критическое состояние таких газопроводов, как «Бейнеу-Жанаозен», «Жанаозен-Актау» в любой момент может привести к срыву газо-, водо- и электроснабжения населенных пунктов и производственных объектов, — отметили депутаты.
С распределительными газопроводами тоже неприятности, хотя и несколько меньшего масштаба.
Среднереспубликанский показатель износа 25%, а в Западно-Казахстанской и Атырауской областях 45% (!)
Срок эксплуатации каждой шестой (5 из 29 единиц) компрессорной станции превышает 50 лет. Также более полувека используется основной фонд скважин подземных гозохранилищ, 81% из которых прошли срок безопасной эксплуатации.
В третий блок сенаторы определили проблемы низкого уровня газификации страны — 57,7% на сегодняшний день (в 2019 году Казахстан занял предпоследнее место в ЕАЭС). Например, уровень газификации в Карагандинской области составляет 3,5%, ВКО — 1,3%, а в Северо-Казахстанской, Акмолинской и Павлодарской областях, по утверждению парламентариев, газоснабжение отсутствует
Сроки и пути газификации этих областей окончательно не определены. Строительство магистрального газопровода «Сарыарка», который и должен был решить эту проблему, отстает от графика.
Утвержденные цены различаются в 16 раз
Четвертый блок — недостаточно эффективная система тарифообразования.
В настоящее время функции государственного регулирования тарифов в сфере газоснабжения закреплены за министерствами энергетики и национальной экономики.
По данным Агентства по защите и развитию конкуренции, действующие процедуры согласования цен, определения объемов реализации газа на внутренний рынок непрозрачны и содержат риски создания неравных условий для недропользователей, а также лоббирования интересов Национального оператора (АО «НК «QazaqGaz»). Более того, утвержденные министерством энергетики цены товарного газа для недропользователей различаются в 16 раз (в пределах от 601 до 10 тыс. тенге за 1 тыс. м3), что в конечном итоге приводит к жалобам недропользователей на сложившийся непрозрачный механизм формирования цен, — считают депутаты.
В результате цены на газ разнятся для всех потребителей.
Депутаты предупредили, что пора формировать новую модель ценообразования. Причем заниматься установлением тарифов должно минэнерго по согласованию с миннацэкономики.
При этом процесс формирования тарифа должен быть прозрачен. Также предложили ввести государственное регулирование объемов поставок газа на внутренний рынок. Правда, депутаты предупредили, что рост внутреннего потребления приведет к сокращению экспорта. А цены внутреннего рынка субсидируются как раз за счет экспортных доходов.
В результате внутренние цены на газ могут вырасти в среднем на 60%
Ввести новые категории потребителей?
Основные потребители газа – теплоэнергетические компании и коммунально-бытовые предприятия, на их долю приходится 46% от общего объема. Соответственно, цена газа закладывается в остальные тарифы. Еще 27% потребления приходится непосредственно на население.
Поэтому надо создать оптимальный механизм, который бы позволил как защитить социально уязвимое население, так и не допустить убытков при газификации регионов.
Кроме того, сенаторы предложили ввести новые категории потребителей, таких как крупные промышленные потребители и предприятия по майнингу криптовалют, которые способны платить рыночную цену за газ. За счет этого можно будет сдерживать цены для социально незащищенных слоев населения.
— Требуется усиление контрольно-надзорных функций государства в целях мониторинга целевого использования средств потребителей, недопущения завышения тарифов и повышения публичности процесса государственного регулирования деятельности субъектов газового рынка, — резюмировали депутаты.
Автор Ренат Кадыров
Источник 365info.kz