Министр энергетики РК Болат Акчулаков предложил поднять действующий тариф на рынке электрической мощности с 590 тысяч тенге за 1 МВт в месяц до 885 тысяч тенге. Это позволит привлечь в отрасль дополнительные 35 млрд тенге в год , сообщает caravan.kz.
По словам министра, электроэнергетика срочно нуждается в инвестициях. Так, по сравнению 2021 годом, количество аварийных остановок энергетического оборудования увеличилось на 22 процентов, а их продолжительность – на 16 процентов. Износ генерирующих мощностей на сегодня составляет порядка 60 процентов.
Инвестиции в отрасль министерство предлагает привлекать через программу «Тариф в обмен на инвестиции». Ее цель – достичь снижения износа генерирующих мощностей на 15 процента к 2035 году.
Кунзада Саттыкова, эксперт общества по защите прав потребителей «Адилет-Астана» и член общественного совета при министерстве энергетики РК считает, что введение нового тарифа не приведет к достижению объявленных целей, а лишь раздует аппетиты владельцев энергетических компаний. Такое мнение сложилось у нее исходя из опыта работы отрасли последние 10-12 лет.
- Когда отрасль электроэнергетики передавали в частные рынки, в нем было заложено много правильных принципов. Первое и самое главное – был создан рынок электрической мощности. Это означает, что создается национальная площадка, на которой генерирующие станции предлагают покупателям свой товар – электроэнергию. И они начали нормально конкурировать между собой, - рассказывает Кунзада Амитовна.
Но 1 января 2009 года министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев начал первую программу «Тариф в обмен на инвестиции». И эта программа просто убила рынок в отрасли. Станции, как только тарифы утвердили, перестали между собой конкурировать. У них появились прямые потребители, с которыми они заключают договор на закуп определенного количества электрической энергии. И по какой цене их заключают - никто не знает. Эти данные никто не публикует. То, что осталось, генераторы оптом отпускают сбытовым организациям.
Мина заложена в самом механизме формирования тарифа. Для этого используется затратный метод. Это значит, что энергетики никак не заинтересованы в сокращении своих расходов. Об этом можно уверенно говорить, так как в тарифной смете сидят потери.
- Например, потери РЭКов, при передаче электроэнергии по их линиям, по технологии не могут быть более 4-5 процентов. Это нормально, - рассказывает Кунзада Саттыкова. - Но есть же сверхнормативные потери. У меня есть подозрение, что сами РЭКи на этом бизнес делают, предлагая знакомым более дешевую энергию. Поэтому неудивительно видеть в отчётности РЭКов потери до 18 процентов. Например, в Костанайской области работает ТОО «Межрегионэнерготранзит». У него потери 4 процента годовых. А рядом лежит Акмолинская область, в которой работает Кокшетауский РЭК. Сети у них такие же: 0,4 Кв, 10 Кв, 35 Кв, 100 Кв, 220 Кв. Подстанции одинаковые. Горных массивов нет. Климат один. По почему потери в Костанае 4 процента, а в Кокшетау - 18? В министерстве энергетики на этот вопрос ответить не могут. Наверное, потому-то там воруют. А все потери оплачивают простые потребители. Им счет приходит – они молча оплачивают и все.
Есть свои тонкости и в розничных тарифах на электроэнергию. Самый низкий тариф установлен для населения. В Астане это 13-15 тенге за киловатт. Затем бизнес – 20-23 тенге. Самый большой тариф у бюджетных организаций – более 40 тенге за Квт/час. Получается через бюджетные организации сосут бюджетные деньги. Это можно назвать скрытой субсидией государства для сбытовых компаний.
Цель программы «тариф в обмен на инвестиции» какая? Привлечь инвестиции. Но, во-первых, у нас нет нормальных правил привлечения инвестиций. В Казахстане нет такого нормативного документа, считает эксперт.
Во-вторых. Инвестиционные проекты утверждаются совместно с МИО. В этом соглашении указан список мероприятий, которые предприятие должно провести. Но когда деньги поступают предприятие расходует их не на запланированные цели. А контроля за исполнением плана нет.
В-третьих. Комитет по регулированию естественных монополий РК (КРЭМ) утвердил список ТОО и ИП, которые проводят экспертизу исполнения инвестиционной программы. Изначально непонятно, откуда взялись эти предприятия и как они попали в этот список. Но когда в заключении исполнения инвестиционной программы используются куски текста, напрямую вырванные из документов проверяемых предприятий, становиться понятно, что проверяющий на предприятие своими ногами не ходил, своими глазами не смотрел какие работы сделаны.
В итоге деньги расходуют, а мы из года в год слышим, что основные фонды в энергетике изношены на 70 процентов, котлы вот-вот взорвутся, турбины встанут. Все, катастрофа. Надо срочно повышать тарифы! Но простые потребители заплатили энергетикам триллиарды денег. А где результат? Для этого надо снова поднимать тарифы.
Самый лучший выход из ситуации, считает Кунзада Саттыкова, вернуть все объекты энергетики под контроль государства. Это стратегическая отрасль и основа нашей экономики. Без энергетики ничего не будет. Как минимум надо разделить министерство энергетики на два органа – по развитию собственно энергетики и, второе, нефти и газа. Тогда министерство будет освобождено от внутренних противоречий.
Автор Адил Урманов
Источник caravan.kz