Правительству надо будет искать триллионы на ремонт энергосистемы. Будущие расходы на ремонт энергетики Казахстана растут с каждой неделей зимы. Оказалось, что изношены не только тепловые станции, но и электрические сети, что надо жестко брать отрасль в руки. И всю отрасль передавать в зону ответственности Министерства энергетики.

Тарифный манёвр: как развитие зелёной энергетики может сказаться на  украинской экономике — РТ на русском

Об этом рассказал заслуженный энергетик РК Жакып Хайрушев , сообщает caravan.kz.

Министр энергетики Болат Акчулаков сказал, что на реконструкцию энергосистемы нужны триллионы тенге. До этого он говорил о 800 млрд тенге. Вы как-то сказали, что речь идет минимум об 1,2 трлн тенге. Откуда появились такие цифры? И почему возник такой разбег в деньгах?

- Средняя инвестиционная программа для любой ТЭЦ - 5 млрд в год. Где-то цифры больше, где-то меньше. Но в среднем в районе 5 млрд тенге. Эта программа заложена в тариф не в полном объеме. На 37 ТЭЦ страны получается 185 млрд.

Но имейте в виду, цифры могут разниться из-за неточных данных. Вот, например, собственник ТЭЦ в Экибастузе утверждает, что у него 422 км тепловых сетей. Акимат пишет о 370 км. В других источниках уже 315 км. Владелец пишет, что всего в год по тарифу можно было произвести замену 3-4 км сетей. Это один процент в год. При сроке службы 25 лет. Но если умножить 400 миллионов тенге на 4 км получается 1,6 млрд тенге. А ТЭЦ всего утверждали программу на 300 млн тенге! Этот маленький кейс показывает, насколько ТЭЦ недофинансируют.

Далее, министр энергетики Болат Акчулаков сначала говорил о 500 млрд тенге. Министр индустрии Ускенбаев Каирбек говорил, что надо порядка 2 трлн тенге. У нас сегодня отрасль разбита на 3-4 регулятора. У каждого своя статистика. Каждый по-своему считает. Министерство индустрии считает Экибастузскую ТЭЦ как ТЭЦ. Но она не ТЭЦ. Это котельная. Она не вырабатывает электрическую энергию для потребителя. Только для собственных нужд. Это маленький пример. И таких несостыковок будет много, потому что каждый регулятор считает, что он прав.

Второе. Не забывайте у нас есть котельные до 100 Гкалл. Они в эту статистку не входят. У нас есть РЭКи – региональные электросетевые компании. О них тоже пока никто не говорит. Если с ними что-то случится, нам тоже мало не покажется.

Когда я работал в западноказахстанской РЭК, мы написали программу на 80 млрд тенге на 5 лет. У нас сейчас 20 областей, 20 крупных РЭКов. Итого для их модернизации надо 1,6 трлн тенге. Тоже цифры немалые.

Президент сказал, что собственник должен большую часть в тарифе положить на реконструкцию. Это понятно, если дело касается частных компаний. А как мы будем считать, если компания находится в коммунальной собственности? Кто даст инвестиции? Акимат? Я не уверен, что он сможет такие деньги вложить.

Получается, бюджет?

— Вот это пока вопрос. Сегодня не такое веселое время, чтобы мы на энергетику выделяли такие огромные деньги из бюджета. Министерство энергетики предложило поднять лимит средств, направляемых на возврат вложенных в отрасль инвестиций до 400 млрд тенге. Раньше этот лимит для всей энергетики был 30 млрд тенге. Я предполагаю, тариф в обмен на инвестиции ушел, скорее всего, на рынок мощности. Вот вам рост тарифа. Ведь 400 млрд не могут прийти живыми деньгами из бюджета.

Заслуженный энергетик РК Жакып Хайрушев

 Заслуженный энергетик РК Жакып Хайрушев

Минэнерго за две недели смогло провести аудит станций. Получилось, что за две недели министерство нарисовало красивую картинку по износу станций. Кто проводил аудит?

- Здесь получился "сломанный телефон". Министерство эту работу проводило уже с лета. Просто о ней никто не слышал. Я сам о ней узнал только в сентябре, на Совете отечественных предпринимателей по энергетике.

Один из вопросов, которые мы хотели включить в программу СОП, был как раз аудит всех сетей и ТЭЦ. Тогда Минэнерго ответило, что такую работу оно уже проводит на деньги ЕБРР. Оператором работы является АО КОРЭМ. Естественно, сам КОРЭМ эту работу провести не может, и он наймет специализированную компанию, кто может проводить такой аудит. Здесь сомневаться в искренности не стоит. Я думаю, будет достаточно правдивый отчет.

Сколько времени это займет?

- Я думаю, 6-8 месяцев будет достаточно, чтобы провести этот аудит. Я так понимаю, в плане аудита электрических сетей нет. Только тепловое хозяйство.

В 2023 году начнется масштабная реконструкция энергосистемы РК. Откуда предприятия могут взять средства, если тариф пообещали резко не поднимать?

- Тариф поднимут. Но не так резко.

Вернемся к Экибастузу. Им утвердят бюджет на реконструкцию сетей. Только в одном микрорайоне работало около 800 человек из разных регионов и организаций. Весной столько людей там уже не будет работать. Они вернутся домой и будут работать у себя. Потом эти люди работали же бесплатно. Весной всем работникам придется платить. Поэтому ремонтные работы, скорее всего, будут раскиданы по времени. Министр индустрии об этом прямо сказал, программа рассчитана на 17 лет. До 2040 года. 12 тысяч км будут разделены на 3 этапа.

Если программа на 17 лет, то к ее окончанию надо будет думать, как ремонтировать сети, которые будут восстановлены сначала.

- У меня это тоже вызвало вопросы. Но если не поддерживать в нормальном состоянии то, что уже сделано, то за 10 лет все новые сети придут в негодность.

Наши производители оборудования и сервисные компании потянут такую масштабную реконструкцию? Есть ли сейчас в стране такое количество специалистов, ведь мы последние 20-25 лет проводили только точечные ремонты? Где брать компетенции? Надо ли будет привлекать иностранные компании?

- Ничего плохого в привлечении иностранных компаний нет. Тем более у нас дефицит не только специалистов, работающих на ТЭЦ, но и в ремонтных компаниях. Я еще в 2004 году, когда работал на Уральской ТЭЦ, я привлекал российские бригады. Мы не успевали по срокам, и я вышел на российских коллег. Они предложили 2-3 компании. Мы их пригласили, и они успешно работали на тепловых сетях. Со своей техникой и оборудованием. Во многих случаях они работали лучше, чем наши. Им поставили жесткие сроки, и они работали ночами и днями. Наши же никуда не спешили, так как у них был срок до начала отопительного сезона. Сейчас такая ситуация, что российские компании с удовольствием приедут в Казахстан

И, если помните, мы просили правительство оказать содействие в релокации зарубежных компаний, уходящих с российского рынка, на территорию Казахстана. Сегодня я слышу, что МИД ведет переговоры с более чем 300 компаниями на предмет переезда к нам.

Министерство энергетики намерено провести также финансовый аудит предприятий. Для этого будут созданы некие комиссии, в которые будут входить в том числе и общественники. А можно ли доверять таким комиссиям?

— Это самое легкое, что можно сделать. Все финансовые отчеты лежат на сайтах того же комитета по регулированию естественных монополий.

У меня, знаете, какая была проблема? В ЗК РЭКе вроде бы инвестпрограмма утверждена. Вроде бы люди есть. Предприятия готовы изготовить нужное мне оборудование. Но у меня денег не было. В РЭКе был кассовый разрыв из-за того, что люди оплачивают полученные услуги до 25 числа следующего месяца. И ЭСО не успевала эти деньги собрать, да и тариф низкий. Поэтому компании просто не приходили на наши тендеры. Они все прекрасно знали, что РЭК не платит вовремя. Что свои деньги надо ждать годами.

Провести финансовый аудит – это самая лёгкая часть работы. И может даже выясниться, что предприятию утвердили инвестиционную программу. Вроде она даже неплохая. А как ее делать, если нет денег. Поэтому многие инвестпрограммы официально разрешили продлевать на год, потом на два.

Но люди же платят деньги?

- Платят. Но не РЭКу, а энергоснабжающей организации - ЭСО. Но это не значит, что «посредники паразитируют на энергосистеме страны». Посредник посреднику рознь. Вся система энергоснабжения построена на работе посредников. Рынок разделен на оптовый и розничный. Поэтому они необходимы как элемент модели. Эта система показала себя неплохо.

В прессе происходят, конечно, такие вбросы. Но все посредники являются регулируемыми компаниями. Они не могут поставить такой тариф, какой захотят.

Вот, смотрите. Тариф ГРЭС-1 - 7,5 тенге. Прибавьте сюда 5,26 тенге - тариф РЭК. Еще 3,5 тенге - тариф KEGOC. Итого 16,26 тенге.

Тариф для населения – 18 тенге. Или 1,72 чтобы ему жить. Там же люди тоже работают, они выставляют счета. Они ходят по домам. Есть единичные случаи не очень правильные. Но из-за таких подвергать сомнению всю энергетику – неправильно.

Тем не менее энергетики постоянно говорят, что систему движения денег в энергетике надо менять. Что бы вы изменили в первую очередь?

- Наше слабое место - дифференциация тарифа. В этой сфере надо бы поработать.

Все потребители электроэнергии оплачивают ее по разным тарифам. Бюджетная организация - 40 тенге за 1 кВт, промышленные предприятия - 30 тенге, а население - 16-18 тенге. Регулируемая ЭСО, которая обеспечивает электроэнергией население, не может участвовать в тендерах, которые проводит бюджетная организация, потому что она не имеет права снижать тариф. И тут появляются вопросы к регулятору и акиматам. Если будет один тариф для всех, тогда эти нерадивым посредникам будет просто невыгодно работать, и они уйдут с рынка.

И здесь представляется другой механизм – механизм единого закупщика. Он будет выкупать всю электроэнергию, производимую в Казахстане. Он будет способен микшировать, сглаживать высокие и низкие тарифы и в конце выдавать конформные тарифы для населения и организаций.

Там же будет и дорогая электроэнергия из России. Энергосистема Казахстана сегодня стала дефицитной, и мы покрываем дефицит из России. А там тарифы совсем другие, не как у нас.

АЗРК идет дальше. Агентство хочет, чтобы в каждом регионе были несколько ЭСО, которые бы мы с вами, потребители, могли сами выбрать кто будет поставлять электроэнергию в наши дома. Эта модель характерна для западных систем. У нас она может не получиться. Почему? У нас предусмотрен гарантирующий поставщик. У него тариф жестко ограничен КРЕМом. Это ЭСО не имеет право самостоятельно снижать или поднимать тариф.

Другой посредник, который не работает с населением, может со своими тарифами прыгать вверх и вниз. Поэтому есть риск, что все могут к нему перебежать. Но как только к нему приходит физлицо, следом приходит КРЕМ и начинает регулировать его политику. Поэтому они усиленно отбрыкиваются от оказания услуг населению.

Надо сделать так: ты берешь бюджетную организацию, но минимум 5-10 процентов возьмёшь населения.

Осенью вы предложили пакет из 10 предложений по развитию энергетики Казахстана. По каким моментам правительство вас услышало?

- Энергонадзор усилили. По рынку мощности тоже. Я, правда, говорил, что с нынешних 595 тысяч тенге за МВт мощности надо увеличить до 1,2-1,5 млн. Минэнерго пошло дальше и сделало 2 млн за МВт.

На всех ТЭЦ работала госкомиссия. Она в своем заключении написала, что акиматам необходимо проработать вопрос адресной социальной помощи. Мы об этом тоже говорили. Надо поднять заработную плату работникам отрасли. Нужен единый регулятор по энергосистемы.

Во время аварии на Экибастузской ТЭЦ умер сотрудник. С обывательской точки зрения смерть очень подозрительная. Но все госорганы сказали, что причины гибели чисто бытовые. Верите ли вы в такое совпадение?

- Во-первых, выражаю соболезнование родным и близким этого специалиста.

Во-вторых, давайте посмотрим его должность. Начальник участка. Поверьте мне, это не настолько ключевая должность. При том, какого участка? Это не написано. Может быть, хозяйственный или строительный участок. Но, скорее всего, не эксплуатация.

Политолог Марат Шибутов очень резко высказался о зеленой перспективе для Казахстана. Насколько нам вредна либеральная энергетика с вашей точки зрения? Надо ли нам сейчас развивать этот сегмент?

- Сегодня возобновляемой энергетике грех жаловаться на отсутствие поддержки государства. Сегодня эта отрасль развивается поступательно. Все планы выполняются. Сегодня поставлена цель к 2030 году поднять производство до 15 процентов от общего производства в стране. Эта цель будет выполнена. Что касается цены – затраты на технологию постоянно падают, что дает основание оптимистично смотреть на развитие отрасли. Поэтому что может народ не устраивать? Делать какие-то резкие движения по развитию этого сектора нереально. По двум причинам. У нас дефицит мощности. И для развития ВИЭ необходимы маневренные мощности, которых у нас нет. Это газотурбинные установки и ГЭС. Их у нас мало. У нас также нет накопителей.

Поэтому было бы хорошо прямо в законе установить правило: строишь станцию ВИЭ – сразу строй накопитель. Тогда станция будет накапливать энергию днем и выдавать ее ночью, когда солнца нет.

Автор Адил Урманов

Источник caravan.kz