Обострение конкуренции, рост экспортных направлений и другие тренды рынка грузоперевозок в Казахстане , сообщает ati.su.

Kodan Solutions - Road & Rail Freight

По итогам 2022 года в Казахстане существенно вырос спрос на экспортные перевозки, а также доставку грузов внутри страны автомобильным транспортом. Вслед за спросом, по данным международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU», подросла и стоимость логистических услуг.

Наиболее существенно вырос спрос на перевозки из Казахстана в другие страны — количество размещенных на Бирже заявок выросло в два с лишним раза (+122%), при этом ставки на перевозки подросли в среднем на 41%. Динамика по году была неравномерной: в начале года на фоне беспорядков в стране наблюдался заметный спад активности, который прекратился весной и, начиная с лета, сменился стремительным ростом.

Основным драйвером роста в 2022 году выступали перевозки из Казахстана в Россию (+109%). За счет новых направлений российские перевозчики пытались возместить потерю европейских грузов, а также грузов, которые доставлялись в страну морским путем. Кроме этого, существенно вырос спрос на перевозки в Беларусь, Польшу, Германию, Узбекистан.

Весной порядка десяти крупных российских и белорусских автопарков зарегистрировались в Казахстане, чтобы иметь возможность продолжать работать на привычных направлениях. Это обострило конкуренцию на локальном рынке. Однако усиление роли РК в построении новых логистических цепочек в Евразии привело к существенному росту количества заявок на международные перевозки, что позволило сохранить баланс спроса и предложения.

«С одной стороны, потеря импорта из Европы и других стран заставляет российские компании искать новых поставщиков на других направлениях, в том числе в Казахстане. С другой стороны, многие международные компании уходят из России и размещают производство в других странах, в том числе в Казахстане, что способствует оживлению экономики в стране, а значит и росту перевозок», — объясняет Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

Что касается импортных перевозок, то здесь не наблюдалось столь явно выраженной динамики — количество заявок по итогам года увеличилось на 10%, ставки — лишь на 7%. Заметно подросли перевозки из ряда европейских стран (Беларусь, Польша, Германия, Италия), также прибавили Турция и Грузия. А вот рост на российском направлении количество заявок даже несколько сократилось (-3%).
Количество заявок на перевозки по Казахстану выросло на 71%, при этом наблюдается та же динамика, что и в экспорте: существенный спад в начале года, весенняя стабилизация и рост во второй половине года. Ставки в среднем существенно подросли, но скромнее, чем на перевозках из страны — примерно на 20%. Наиболее существенно вырос спрос на перевозки в Мангистаускую (+32%), Западно-Казахстанскую (+31%) и Алматинскую (+20%) области.

«Существенный рост логистического рынка во многом связан с наступлением политической стабильности в стране, а также западными санкциями против России. 2022-й год прошел под знаком масштабной перестройки логистических цепочек — грузоотправители искали новые рынки сбыта и новых партнеров, а перевозчики переходили на новые маршруты. В этих условиях многие компании теряют многолетних партнеров и вынуждены размещать заказы на бирже», — резюмирует Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

 Источник ati.su