Расширенное интервью Президента Касым-Жомарта Токаева, которое появилось в газете Egemen Qazaqstan сразу после новогодних праздников, дает развернутую оценку значимым событиям, произошедшим в стране за последние годы, деятельности государства и его планам на ближайшую перспективу. Подводя итог завершившемуся году Касым-Жомарт Токаев четко определяет, что Казахстан подошел к завершению основных политических реформ и теперь пришло время, для того чтобы заложить фундамент ближайшего пятилетнего цикла развития страны и перейти на новую экономическую модель , сообщает  newtimes.kz.

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Итак, Глава государства определил, что именно было сделано:

  • Начал работу Конституционный Суд, который является, по сути, высшим органом конституционного контроля, обеспечивающим верховенство Конституции. Решения Конституционного Суда имеют окончательную силу, даже Президент не может подвергнуть ревизии его решения, в том числе касающиеся конституционных прав граждан.
  • По новым правилам прошли выборы депутатов Мажилиса и маслихатов всех уровней. В результате реформ существенно расширены полномочия Мажилиса, который стал формироваться по новой избирательной модели – партийным спискам и одномандатным округам.
  • Впервые состоялись выборы акимов районов и городов областного значения и продолжилось проведение выборов глав сел и городов районного значения, по итогам которых в прошлом году были избраны около 700 сельских акимов.
  • Правительство занялось вопросами диверсификации и демонополизации экономики, обновления инфраструктуры, поддержки бизнеса и привлечения инвестиций.
  • Внедрен Социальный кодекс РК.
  • Утверждена специальная выплата лицам, занятым во вредных условиях труда, доплата сотрудникам природоохранных служб за риски для жизни и здоровья. Повышены зарплаты медицинских работников, педагогов школ, колледжей, детских садов. Принята новая методика определения минимальной заработной платы, учитывающая ключевые экономические показатели, в том числе уровень инфляции.
  • Началось строительство медицинских объектов и школ, в том числе «комфортных школ».
  • Принят закон, регулирующий отчисления детям из Национального фонда.

Стоит напомнить, что еще в сентябрьском Послании Президента перед Правительством и уполномоченными органами была поставлена четкая цель по переходу на новую экономическую модель, а также обозначены задачи по удвоению ВВП страны к 2029 году. Следовательно, у Правительства, которое просило увеличения своих полномочий и получило их, уже есть четкий план

действий на ближайшую перспективу по модернизации социальных, экономических и политических аспектов, о чем собственно президент постоянно говорил в последние два года. Поэтому особо думать Правительству и не приходится, нужно только воплотить в жизнь обозначенные Главой государства задачи. Вопрос лишь в том, насколько эффективно будет работать теперь Правительство. Впрочем, как в любом политическом институте, эффективность его работы во многом зависит от кадров.

Кадровый вопрос: главное – держать руку на пульсе и действовать

Одним из основных моментов, о которых всегда говорит Касым-Жомарт Токаев и на что он в очередной раз обратил внимание в своем интервью – это люди, а именно управленцы и кадры, которые имеют непосредственное отношение к формированию внутренней политики страны.

«Для меня принципиально важно, чтобы государственные служащие были не просто профессионалами, безупречно исполняющими свои прямые обязанности, а проявляли инициативу и личным примером доказывали полезность и необратимость перемен. Они должны иметь соответствующий багаж знаний и компетенций, обладать высокими человеческими качествами, быть собранными, дисциплинированными», – говорит Президент и уточняет, что для него важна не столько личная преданность, сколько «их приверженность идее построения Справедливого Казахстана».

И это правильно, поскольку в период всемирного поворота к созданию мощной государственности, стало аксиомой, что только с выстроенной и крепкой идеологической основой можно построить действительно сильное государство, с сильными управленцами. И здесь важным фактором является то, что Казахстан обладает огромной территорией, с богатейшими природными ресурсами, а потому было бы весьма обидно разбазарить все это достояние, не оставив ничего своим потомкам. Для того чтобы этого не произошло, а также для того чтобы и наше поколение жило достойно, получая блага и доходы от имеющихся в стране богатств, нам нужны сильные и думающие акторы, решающие вопросы координации политики и умеющие не потерять ресурсы в период трансформации экономики и социальной сферы.

В то же время, формирующие политику государства акторы должны понимать, что успех государства в равной степени зависит от их понимания другого простого фактора, который заключается в том, что вклад в общий успех государства каждого управленца не превышает и 10 процентов от общих усилий направленных на построение справедливого и «слышащего государства». Да, от руководителя зависит многое, но не все. И в этой связи Касым-Жомарт Токаев, безусловно, прав, когда говорит о том, что «главным требованием к чиновникам и руководителям всех уровне является их способность держать руку на пульсе общественных настроений и событий, слушать и слышать чаяния людей, своевременно и результативно реагировать на них, принимать правильные решения».

Во многом, чтобы избежать застойных бюрократических явлений и бездействия со стороны управленческих кадров, необходимо их постоянное обновление. Поэтому идущая в стране кадровая реформа, которая позволяет молодым людям реализовать себя на госслужбе, является актуальной и своевременной в обновлении органов власти. Президент прекрасно понимает и собственно говорит об этом в интервью, подчеркивая, что молодые люди, обладая прогрессивным мышлением, и будучи ориентированы на будущее, видят и воспринимают мир иначе, они обладают необходимыми сегодня знаниями и новыми технологиями и соответственно привносят их в работу и управление. Другое дело, что им пока не хватает опыта. Но опыт – дело наживное, а Казахстану в новом мире нужно двигаться, мыслить масштабно и прогрессивно.

«Она (молодежь – Прим. Авт.) обладает прогрессивным мышлением, ориентирована на будущее, на поступательное развитие. Поэтому не могу согласиться с тем, что молодежи не хватает глубины взглядов. Но пока во властных структурах должен присутствовать сплав опыта и новых идей, эксперименты здесь неуместны. …Поспешность может привести к непоправимым последствиям», – говорит Касым-Жомарт Токаев и здесь сложно с ним не согласиться.

Теперь важно, чтобы эта практика осталась в дальнейшем, а руководители, в том числе и молодые, набираясь опыта у старшего поколения, становились хорошими управленцами, способными брать на себя ответственность и принимать взвешенные решения, не поддаваясь все еще порой проявляющейся во властных структурах практики «премудрого пескаря», опасающегося как бы чего не вышло. Или еще хуже, повторение действий тех чиновников из высшего круга, которые ныне оказались в роли сидельцев или под следствием. На это намекает и Президент, отвечая на вопрос о Қаңтаре: «К огромному сожалению, в решающие моменты внутриполитического кризиса свой непрофессионализм и даже предательство проявили руководители ключевых правоохранительных органов».

Глава государства также обратил внимание и на то, что именно эти события показали необходимость строительства устойчивой и эффективной системы государственных институтов, действующих в соответствии с Основным законом. И здесь он говорит о консолидации людей и политической воли власти, о быстрой реакции на события и умении вовремя принять взвешенное решение. Сегодня Қаңтар – это уже история. Но из этой истории надо извлекать уроки и прежде всего молодым управленцам. Другое дело, что они уже смогут воспользоваться плодами политических реформ, проводимых в стране с 2022 года.

Для прорывной экономики нужны инвестиции & Когда прогнозы станут реальностью

Следующим немаловажным, на мой взгляд, вопросом, затронутым Главой государства, являются дальнейшие действия властей Казахстана в построении нового экономического курса, который тесно связан с проведенными в стране политическими реформами. Здесь, к слову, любопытно, что Президент, говоря о достижениях в экономике, приводит прогнозные данные аналитиков Международного валютного фонда (МВФ), которые считают, что по итогам 2023 года объем ВВП в текущих ценах в Казахстане должен составить свыше 259 миллиардов долларов, что на 15 процентов больше чем в 2022 году. Это самый значительный номинальный рост в Центральной Азии.

Действительно по прогнозам аналитиков международных финансовых институтов 2023 год стал для экономики Казахстана прорывным и в 2024 году ее положительным показателям продолжит способствовать высокая инвестиционная активность. К тому же начавшаяся в предыдущие годы диверсификация экономики позволит в последующем вывести Казахстан по темпам экономического роста в лидеры не только среди стран Центральной Азии, но и среди стран-участниц ЕАЭС. Но для всего этого нужно не только видение руководства страны и верно направленные действия правительства, но и инвестиции.

На это обращает внимание и Президент: «Благоприятные прогнозы станут реальностью при условии использования Правительством новых подходов к управлению экономикой. Я вижу два основных направления. Нужно также решить важную задачу привлечения инвестиций, в том числе путем приватизации и возврата активов. Масштабные инвестиции способны «разогнать» экономику и сформировать новые точки роста».

Второе направление, о котором говорит Президент, включает в себя меры по реализации системных реформ, способных закрепить новые «правила игры» для всей экономики.

Что касается возврата активов, то судя по информации, размещенной на интернет-ресурсе Комитета по возврату активов Генеральной Прокуратуры РК, работа в целом ведется. По данным Генеральной прокуратуры, уже возвращено в страну из-за рубежа активов на общую сумму 945 миллиардов тенге.

Но в целом, для дальнейшего увеличения экономического роста страны гораздо важнее другие меры, принятые Главой государства для привлечения в экономику страны инвестиций. В частности, он в своем интервью напоминает об Указе о создании Инвестиционного штаба.

«Я недавно подписал Указ о создании Инвестиционного штаба. Этому штабу предоставлены широкие полномочия по улучшению инвестиционного климата в стране и качественной реализации инвестиционных проектов», – говорит Касым-Жомарт Токаев в интервью.

Здесь собственно речь идет об Указе №404 от 4 декабря «О мерах по повышению эффективности работы по привлечению инвестиций в экономику страны», которым определены полномочия Совета по привлечению инвестиций и качественной реализации инвестиционных проектов.

Относительно Совета по привлечению инвестиций (Инвестиционный штаб), следует напомнить, что на самом деле он был создан еще в 2021 году, в виде консультативно-совещательного органа при правительстве РК. Рабочим органом был определен МИД РК. Но в декабре 2023 года, после Указа президента, положение и состав Совета были пересмотрены, а полномочия увеличены. Впрочем, МИД по-прежнему остался рабочим органом, но теперь Совет может:

  • принимать решения, обязательные для исполнения центральными и местными государственными органами, а также субъектами квазигосударственного сектора;
  • разрабатывать временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона, принимаемые правительством РК, в соответствии со статьей 61 Конституции РК;
  • вносить Президенту РК и Премьер-министру РК предложения по привлечению к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождению от занимаемых должностей руководителей центральных и местных государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора, за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений Инвестиционного штаба.

В целом, надо признать, что принятые меры, о которых Президент напоминает в интервью, являются логическим продолжением выстроенной им экономической политики государства. Об это он говорил и в своем сентябрьском Послании, объявляя план по экономическим реформам и новому

экономическому курсу страны. Работа над новым Налоговым кодексом, указ о Совете по привлечению инвестиций, поправки в постановление правительства «О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инвестиций», позволяющие бизнесу выбирать любое направление для инвестиций и прочие меры – все это в совокупности говорит о новом подходе к привлечению инвестиций в экономику страны.

Кроме этого, в Казахстане создается благоприятная среда, где инвесторы при поддержке государства могут реализовать свои проекты, получать доходы и тем самым увеличивать доходы государства. А пункт в Указе Президента о Совете по привлечению инвестиций о персональной ответственности руководителей и членов Инвестиционного штаба, возвращает к кадровой политике, о которой упоминал Президент в интервью, и о чем ранее говорилось в данном материале. В то же время, фактор персональной ответственности, направлен на увеличение доверия со стороны иностранных инвесторов к казахстанским чиновникам, ведущим с ними переговоры об инвестициях и сотрудничестве. И это верный шаг, поскольку, как отмечалось ранее не все должно быть завязано на первом руководителе.

Тем не менее Глава государства демонстрирует своим примером, как нужно вести переговоры с инвесторами, причем как с иностранными, так и с казахстанскими. Так, в июне 2023 года Касым-Жомарт Токаев провел ряд встреч с руководителями международных финансовых институтов и крупных компаний, участвовавших в заседании Совета иностранных инвесторов.

А в декабре 2023 года в рамках 28-й Конференции сторон рамочной конвенции ООН об изменениях климата, он встретился с министром инвестиций ОАЭ и управляющим директором холдинга ADQ. И это было необходимо. Собственно, как подчеркнул Президент, устойчивое партнерство с AD Ports Group играет важную роль в превращении портов Актау и Курык в главный морской хаб на Каспийском море. В рамках встречи также были рассмотрены перспективы реализации совместных проектов Presight (G42) и «Самрук-Казына». Данные проекты предполагают внедрение цифровых решений в предприятия фонда и создание хаба по вычислительным мощностям для развития искусственного интеллекта, и конечно повышение квалификации специалистов. Для Казахстана такой проект крайне важен, ведь страна нуждается в квалифицированных кадрах, отток которых за последние 4 года ускорился на 34-88 процентов. Также во время встречи были обсуждены стратегические соглашения с участием «Қазақстан темір жолы» и QazaqGaz. В планах «Самрук-Казына» и Presight (G42) реализовать проект по повышению транспарентности учета газа в Астане, Шымкенте и на магистрали «Сарыарка».

Возвращаясь к интервью Главы государства, следует также отметить, что правительство по его поручению разрабатывает новый Налоговый кодекс, призванный перезапустить взаимоотношения государства и бизнеса.

«Совершенствуя налоговую систему, очень важно отойти от исключительно фискального подхода. Нужен баланс между созданием комфортных условий для инвесторов и поддержанием необходимого уровня доходной части бюджета», – отметил Касым-Жомарт Токаев.

Он также пояснил, что вместе с новым Налоговым кодексом, большое значение имеет и новый Бюджетный кодекс, и новые законы о государственных закупках и государственно-частном партнерстве. По мнению Главы государства, поменяв отношение к бюджетным деньгам, которые порой расходуются непонятно на что или оседают «в карманах» нечистых на руку чиновников, позволят сохранить бюджетные деньги, обеспечить прозрачность в госзакупках и создать финансовую основу для развития экономики.

Конечно, быть может многим казахстанцам, пока еще этого не очень заметно, но усилия правительства по инвестиционной привлекательности уже дают результаты. По итогам 2022 года Казахстан привлек рекордное число ПИИ (прямых иностранных инвестиций) – более 28 миллиардов долларов, что на 17,7 процента больше иностранных инвестиций, чем в 2021 году (23,8 миллиарда долларов). Этот показатель стал рекордным за последние 10 лет (в 2012 году было привлечено 28,9 миллиарда долларов). По данным Национального банка РК валовый приток прямых инвестиций в Казахстан от иностранных прямых инвесторов только за три квартала 2023 года составил 19,66 миллиардов долларов. Вместе с тем, согласно ежегодному исследованию Standouts Watchlist, Казахстан занял шестое место по показателям макроэкономического развития и привлечению ПИИ за 2023 год. Используя данные МВФ и исследования по иностранным инвестициям fDi Markets, Standouts Watchlist прогнозирует рост ВВП Казахстана в 2024 году на уровне 4,2 процента, и уровень инфляции – 9 процентов. По прогнозам Правительства РК рост экономики в 2024 году должен составить 5,3 процента, в дальнейшем – 6 процентов.

Таким образом, следует отметить, что предпринимаемые в течение прошлых лет и сегодня усилия по экономическим реформам в целом, и привлечению инвестиций в частности, в целом дают стабильную основу, для того чтобы повысить качество экономического роста Казахстана, а также являются прочным фундаментом ближайшего пятилетнего цикла развития страны. И как сказал, Президент в своем интервью, любые сложности всегда открывают и новые возможности. А это значит, что предпринимаемые меры по стимулированию экономического роста, которые ко всему прочему еще и сопровождаются структурными реформами в политической и экономической сферах, в конечном итоге позволят достичь намеченных целей, в том числе и по удвоению объема ВВП в намеченные сроки.

Автор Мадия Торебаева

Источник newtimes.kz