Креативная индустрия является важным фактором устойчивого развития страны, условием для формирования качественного человеческого капитала, который оказывает мультипликативный эффект на другие отрасли экономики, сообщает economy.kz.
Фото: depositphotos.com
По мнению экспертов, индикатором роста креативной экономики страны является уровень развития услуг кинотеатров и киноиндустрии в целом.
Согласно данным Глобального индекса инноваций (GII), в мире наблюдается рост производства фильмов, который в 2022 году составил 8748 фильмов (+15%). Однако, это все еще меньше рекордного уровня, который составил 9200 фильмов в 2019 году[1] (до пандемии).
За последние годы, мировые кассовые сборы выросли на 29% и составили около 33 млрд. долларов США, но это меньше на 9 млрд. долларов США, чем в 2019 году.
Несмотря на вызванный пандемией спад кинопроизводства в мире, количество произведенных художественных фильмов в 2022 году является вторым по величине показателем за всю историю кинопроизводства.
В частности, в 2022 году рост кинопроизводства в мире обеспечен за счет таких стран, как Индия (+679 фильмов), Япония (+144), Турция (+111) и Испания (+49). К примеру, «Болливуд» произвел более 2500 фильмов или 29% мирового проката, а «Голливуд» имеет долю рынка лишь 10% (снизилось на 3 процентных пункта).
Однако, самым впечатляющим успехом развития киноиндустрии можно назвать опыт Республики Кореи, который стал национальным идеологическим проектом страны. Так, в 1960 году, чтобы защитить отечественную киноиндустрию, корейское Правительство ввело систему экранных квот (согласно Закону о продвижении кино- и видеопродукции).
Квота предусматривает, что на всех экранах страны в течение 73 дней в году должны демонстрироваться отечественные фильмы. Кроме того, все фильмы, видеоклипы и другие кинофильмы должны получить государственный рейтинг от Корейского совета по рейтингу СМИ (KMRB), которое составляет рейтинги по возрасту.
В 2019 году южнокорейские потребители посмотрели в среднем около 4,37 фильмов на душу населения, что является одним из самых высоких показателей в мире по сравнению со средним показателем в США — 3,51 фильма.
В 2022 году показатель снизился до 2,19 фильмов на душу населения, в Казахстане данный показатель не достигает 1-го фильма в год на душу населения.
В 2022 году доходы от продаж билетов в кинотеатрах Кореи составил более 1,3 млрд. долларов США, что примерно в 20 раз больше, чем в Казахстане (около 60 млн. долларов США).
По количеству кинозалов Корея также опережает Казахстан, так в Корее на один кинозал приходится более 16 тыс. населения страны, а в Казахстане почти 47,7 тыс. населения.
Стоит отметить, что в 2019 году количество выпущенных отечественных фильмов в двух странах сопоставимы, и составляют около 500 фильмов в год.
Если анализировать количество кинотеатров в разрезе регионов Казахстана, то наблюдается диспропорция развития. Например, в г. Алматы проживает 11% населения страны, однако на ее долю приходится 35% всех кинозалов страны. В свою очередь, в Акмолинской области проживает 4% населения страны, а ее доля в общем количестве кинозалов страны составляет всего 0,7%.
Согласно минимальным нормативам Министра культуры и спорта РК (Приказ №121 от 31 марта 2015 года), в областных центрах должно быть не менее 35 мест в кинотеатре на 1000 человек населения. То есть, только в г. Кокшетау должны быть кинотеатры с более 6,2 тыс. посадочных мест (население г. Кокшетау составляет – 177 тыс. человек, а количество посадочных мест составляет всего 780).
Рекомендации:
У киноиндустрии Казахстана есть огромный потенциал, который выражается в популярности казахстанских фильмов и сериалов в странах СНГ. Однако, Казахстану по опыту Кореи необходимо создать собственную модель развития креативного хаба посредством стимулирования «краудфандинговых» платформ, развития института меценатство в отрасли и налоговых льгот;
Стимулировать среди молодежи развития креативного предпринимательства посредством реновации заброшенных объектов в регионах, и на льготной основе предоставлять эти помещения для региональных молодежных стартап проектов.
Источник economy.kz