Всемирный банк предупреждает, что темпы роста китайской экономической системы, которая в настоящее время является второй по величине в мире, вероятно, продолжат снижаться в следующем году, сообщает payspacemagazine.com.
Фото: pixabay.com
Аналитики упомянутого финансового института, штаб-квартира которого находится в Вашингтоне, утверждают, что объявленные Пекином в прошлом месяце меры по стимулированию экономического роста не станут фактором отмены тенденции замедления. Стоит отметить, что указанные меры стали движущей силой роста китайских фондовых индексов.
В отчете, опубликованном Всемирным банком во вторник, 8 октября, содержится прогноз, согласно которому экономика азиатской страны покажет рост на уровне 4,3% в следующем году. Также этот международный финансовый институт ожидает, что в 2024 году соответствующий показатель роста составит 4,8%.
Стоит отметить, что прогноз Всемирного банка по экономическому росту Китая на текущий год улучшился. Версия видения соответствующих перспектив, опубликованная финансовым институтом в апреле, предусматривала рост указанного показателя на 4,5% в 2024 году. Всемирный банк пересмотрел свой прогноз по росту китайской экономики в текущем году после того, как Пекин объявил о вышеупомянутых мерах стимулирования. Данный комплекс решений властей азиатской страны повысил уровень доверия со стороны инвесторов. На фоне актуальных новостей на фондовом рынке стали доминировать показатели роста, которые тем не менее со временем ослабли, так и не став тем, что можно охарактеризовать как долгосрочную тенденцию.
Прогноз Всемирного банка относительно перспектив роста второй по величине экономики мира в следующем году не изменился после того, как Пекин объявил о мерах стимулирования, направленных в основном на денежно-кредитную политику. Это означает, что финансовый институт скорее не оценивает указанные действия властей азиатской страны как источник долгосрочной позитивной динамики.
Главный экономист Всемирного банка по Восточной Азии и Тихоокеанскому региону Аадитья Матту заявила во время беседы с представителями СМИ во вторник, что финансовая составляющая мер стимулирования остается неопределенной, что усложняет прогнозы. По словам эксперта, сейчас главный вопрос заключается в том, смогут ли упомянутые меры фактически компенсировать опасения потребителей по поводу снижения зарплат и снижения доходов от недвижимости, страхи, связанные с рисками потери работы, опасения по поводу вероятности заболеваний и тревожное восприятие собственных перспектив в контексте старения.
Всемирный банк отметил, что в настоящее время многие проблемы, наблюдаемые в пространстве экономической системы Китая, связаны с низким уровнем потребительских расходов. Также в соответствующем контексте финансовый институт обратил внимание на такие негативные обстоятельства, как слабость азиатского рынка недвижимости. Стоит отметить, что в этом пространстве наблюдается затяжной кризис, который постепенно трансформируется из временной сложной ситуации в структурное положение дел, содержащее пессимистические перспективы. В то же время текущая система обстоятельств не означает, что рынок недвижимости Китая обречен. Однако пока неизвестно, когда ситуация на этом рынке улучшится и какие потери будут зафиксированы к тому моменту, когда фундаментальный спад уйдет в прошлое и уступит место тенденции роста.
Также Всемирный банк в контексте анализа состояния экономической системы Китая упомянул такую проблему, как старение населения азиатской страны. Отдельный финансовый институт обратил внимание на растущую мировую напряженность. В настоящее время ухудшается ситуация в пространстве геополитических отношений, на фоне чего усиливаются риски, которые могут иметь разные формы существования, в том числе и экономические. Китай уже столкнулся с ограничениями на поставки передовых чипов и оборудования, необходимого для производства микросхем соответствующей категории. Соответствующие меры были приняты Вашингтоном и поддержаны некоторыми его союзниками. Ограниченные возможности в сфере производства чипов в контексте современной экономики и специфики текущей конфигурации технологического сектора, где микросхемы являются своего рода базовым элементом, являются серьезной проблемой. В долгосрочной перспективе эта проблема может иметь масштабные последствия для Пекина. В то же время Китай прилагает усилия по развитию собственного сектора производства чипов. Отдельно стоит отметить, что геополитическая напряженность продолжает идти по восходящей траектории. Соответствующее положение дел означает, что негативная ситуация на международной арене может породить новые вызовы и трудности. На этом фоне ухудшение экономических перспектив закономерно.
Джеймс Салливан, руководитель отдела исследований акций Азиатско-Тихоокеанского региона в JPMorgan, на прошлой неделе в разговоре с представителями СМИ отметил, что объявленные Пекином меры стимулирования направлены на предложение и инвестиции, а не на проблему низких потребительских расходов, с которой сталкивается Китай. По словам эксперта, в настоящее время наиболее важным является вопрос о том, окажут ли указанные меры влияние только на предложение или также являются источником изменения показателей спроса. Джеймс Салливан не ожидает, что в этом случае будет зафиксирована динамика роста потребительских расходов.
Хуэй Шань, главный экономист по Китаю в Goldman Sachs, заявил во вторник в ходе беседы с представителями СМИ, что темпы роста второй по величине экономики мира в следующем году во многом будут зависеть от размера любого дополнительного пакета стимулов и результатов президентских выборов в США, которые пройдут в следующем месяце. Финансовое учреждение, сотрудником которого является этот эксперт, прогнозирует, что в 2025 году реальный прирост валового внутреннего продукта (ВВП) азиатской страны составит 4,3%.
Также во вторник председатель Национальной комиссии по развитию и реформам Китая Чжэн Шаньцзе пообещал принять дополнительные меры по стимулированию экономики. В этом контексте отдельно было отмечено такое решение, как ускорение выпуска облигаций для местных органов власти. При этом чиновник не сделал никаких заявлений о новых крупных планах по стимулированию роста второй по величине экономики мира.
Стоит отметить, что Пекин долгое время стремился избегать радикальных и масштабных мер по стимулированию экономической системы. В то же время, в какой-то момент китайским властям не удалось придерживаться подхода умеренной активности на соответствующем направлении из-за существенных вызовов. Тот факт, что Пекин все же объявил о масштабных, но все же не максимально возможных мерах по стимулированию экономического роста, является фактическим свидетельством того, что руководство азиатской страны осознает проблемы и готово противодействовать негативному положению дел. Стоит также отметить, что аналитики неоднократно заявляли о том, что Китаю следует действовать более решительно. В данном случае это подразумевало меры по стимулированию восходящей динамики экономической ситуации в азиатской стране.
Всемирный банк неоднократно заявлял, что Пекин сможет ускорить экономический рост с помощью подхода, включающего смелые политические меры. Финансовый институт также пояснил, что упомянутые меры должны включать стимулирование конкуренции, реформирование образования и реализацию проектов модернизации инфраструктуры.
Аадитья Матту в ходе общения с представителями СМИ заявил, что указанный стимул не заменит более глубоких структурных реформ, которые, как отметил эксперт, потребуются Китаю для обеспечения долгосрочного экономического роста. Он также заявил, что любой импульс от мер стимулирования будет приветствоваться остальным регионом. В этом контексте эксперт отдельно отметил, что экономический рост Азии по-прежнему сильно зависит от Китая.
Стоит отметить, что перспективы указанного региона в целом позитивны. Эксперты Всемирного банка прогнозируют, что в текущем году общий экономический рост в Восточной Азии, за исключением Китая и Тихоокеанского региона, будет зафиксирован на уровне 4,7%. Они также ожидают, что в 2025 году соответствующий показатель увеличится до 4,9%. Эксперты Всемирного банка объясняют такой прогноз ожидаемым восстановлением экспорта и улучшением финансовых условий.
В то же время, указанному региону необходимы дополнительные внутренние стимулы для обеспечения экономического роста. Соответствующая потребность обусловлена замедлением темпов восходящей динамики экономики Китая. Внутренние стимулы минимизируют или даже устраняют негативное влияние указанной тенденции.
В отчете Всемирного банка отмечается, что на протяжении трех десятилетий экономический рост Китая был фактором позитивного воздействия на ситуацию в соседних странах, однако сейчас соответствующая динамика ослабевает.
В настоящее время экономическое положение азиатской страны сложное. По сути, Китай все еще сталкивается с тем, что можно охарактеризовать как отголосок пандемии коронавируса. Экономическая система азиатской страны еще не полностью восстановилась после сложного санитарно-эпидемиологического периода, который временно замедлил, а в некоторых случаях и парализовал многие процессы в деловой среде и производственном секторе. Спад оказался затяжным и болезненным. В настоящее время вероятность достижения Пекином целевого показателя экономического роста в 2024 году около 5% фактически находится под угрозой. Отсутствие полноценного восстановления после пандемии коронавируса во многом обусловлено слабым внутренним спросом в азиатской стране и кризисом на местном рынке недвижимости.
В первой половине 2024 года экономика Китая показала рост, который составил 5% в годовом исчислении. Этот результат соответствует целям правительства азиатской страны. В то же время, указанная положительная динамика содержит в себе некий нюанс. Общие темпы роста экономики Китая за первую половину 2024 года положительны с точки зрения выполнения целей Пекина, однако с апреля по июнь местный ВВП увеличился на 4,7%, что является самым медленным темпом с первого квартала 2023 года.
В августе индекс потребительских цен (ИПЦ) этой азиатской страны вырос на 0,6% в годовом исчислении. В то же время базовый ИПЦ, не учитывающий цены на продукты питания и энергоносители, в Китае в указанном месяце вырос на 0,3%.
Также в сентябре в азиатской стране было зафиксировано снижение активности в производственной сфере. Официальный индекс менеджеров по закупкам в обрабатывающей промышленности в прошлом месяце был зафиксирован на уровне 49,8. Стоит отметить, что показатель PMI выше 50 свидетельствует о росте. Показатели ниже этой отметки сигнализируют о нисходящей динамике. Также стоит отметить, что PMI в Китае снижается уже пятый месяц подряд.
Промышленная прибыль азиатской страны в августе показала падение на 17,8% по сравнению с результатом за аналогичный период 2023 года. Стоит отметить, что данное снижение показателя является самым значительным более чем за год.
Розничные продажи в Китае в августе выросли на 2,1% по сравнению с результатом за аналогичный период 2023 года.
С большой долей вероятности вскоре станет известно, какова текущая экономическая ситуация в азиатской стране с точки зрения перспектив. Пекин может столкнуться с масштабным кризисом. В то же время не менее вероятно, что экономическая ситуация покажет существенное улучшение в результате масштабирования и усиления мер стимулирования. Несмотря на многочисленные трудности, экономика Китая все еще продолжает идти по восходящей траектории. При этом в данном случае рост постепенно становится все более недостаточным для полного восстановления.
Автор Сергей Михайлов
Источник payspacemagazine.com