Всему причина — политика Нацбанка, которая не обоснована и весьма запутана.
Объем активов БВУ РК в июне 2018 года сократился на 886,1 млрд тг (минус 4,5%) в сравнении с аналогичным периодом 2017 года. И экономист Асет Наурызбаев находит этому свое объяснение.
Что это значит?
— На самом деле это очень плохая картина. Это значит, что экономика недостаточно финансируется банками. Против нее работает завышенная ставка, которую Национальный банк держит в тенге. Фетиш, который в голове у аналитиков Нацбанка, состоит в том, что у них есть высокие инфляционные ожидания, а их они проецируют на экономику, завышая ставки по кредитам. Из-за высоких ставок многие предприниматели отказываются брать кредиты на оборотные средства. Кроме того, на рынке нет длинных денег. Соотношение займов к ВВП в экономике нездоровое, — отмечает экономист.
Проигрышная многоходовка
По его словам, именно Нацбанк вместе с ЕНПФ должны обеспечивать создание рынка длинных денег.
— Сегодня банковская система экономику не кредитует, поэтому она и съеживается. И представление Нацбанка о том, что тенге якобы скоро упадет и нужно делать высокую ставку, что повлечет за собой инфляцию — это проигрышная многоходовка.
Вторая причина, по которой они держат высокую ставку — это привлечение спекулянтов, — утверждает Наурызбаев.
По словам экономиста,
- учитывая, что по государственным ценным бумагам дается 8% годовых,
- по кредитам должно быть 12-15% годовых.
- Соответственно, депозиты должны быть под 7%.
— Но некоторые банки предлагают больше, потому что у них там, видимо, еще более высокие ставки.
Все это говорит о том, что мы создаем очередной пузырь. Банки в свои бизнес-планы закладывают обвал тенге
и что все заемщики заработают на курсовой разнице, а стало быть, по их мнению, могут заплатить даже не 12%, а все 20%. Но если этого не произойдет, никто эти 20% годовых не заплатит, потому что это очень высокая ставка. Тогда снова начнутся дефолты и будут формироваться плохие банки, а государство снова начнет выделять миллиарды, чтобы их спасти. История снова повторится.
Почему высокие зарплаты у топов?
Поэтому лучше бы Нацбанк формировал в экономике длинные деньги. Они бы финансировали производство, а производство создавало новый объем товаров и услуг. Шла бы неинфляционная накачка экономики деньгами. Нацбанк сегодня погряз в противоречиях:
- одна рука у него — регулятор,
- другая — участник рынка,
- есть и третья рука, которая размещает активы пенсионного фонда.
Его нужно разделить как можно скорее на разные агентства и ведомства, — считает Наурызбаев.
Политика Нацбанка приводит к тому, что банковский сектор становится неконкурентным.
— Потому что у нас проводится политика сокращения банков, оставив лишь десятку сильных. Это, конечно, уменьшает конкуренцию. Но когда ее нет, банки «жируют», позволяя себе завышенные зарплаты, дорогие машины и раздутый штат сотрудников, — говорит экономист.
Татьяна Киселёва, 365info.kz