Тимур Сулейменов не исключает дальнейшего влияния новых антироссийских санкций на тенге, о чём он заявил на пресс-конференции в пятницу, 7 сентября, в Астане, сообщает forbes.kz
- Общий эффект у нас пока нейтральный, но если будет реализовываться такой жёсткий сценарий по санкциям, то есть когда будут заморожены активы (российских) госбанков, (будут применены) дальнейшие санкции в отношении госдолга РФ, тогда мы уже да, наверное, мы сильнее почувствуем через курс. Пока нейтрально, - сказал Тимур Сулейменов.
Министр пояснил, что правительство Казахстана ведёт анализ влияния этих санкций на страну.
- Несколько каналов влияния. Понятно, есть инвестиционные, торговые, самый главный - курсовой. Ключевое влияние будет проявляться через курс сначала рубля к доллару, затем тенге к доллару и к рублю. Все расчёты макроэкономические у нас есть; есть у нас расчёты и отраслевые, в разрезе отраслей. Более того, у нас есть расчеты даже, как это может повлиять на отдельные предприятия, на те, которые наиболее подвержены санкциям, - сказал он.
Детализировать анализ министр отказался, сославшись на то, что в нём есть «часть закрытых вещей», но заверил, что план действий у правительства есть на каждый возможный сценарий.
- Он однозначно включает в себя вопросы, связанные с поддержкой тех отраслей и тех предприятий, которые, если всё вдруг пойдёт не так, будут наиболее подвержены (негативному влиянию). Такой документ есть. Более того, на совете по экономической политике в следующий вторник под руководством премьер-министра этот вопрос будет детально обсуждаться с приглашением Национального банка, всех заинтересованных госорганов, - сказал он.
Вместе с тем Сулейменов сказал, что в проекте республиканского бюджета на предстоящие три года заложен базовый сценарий развития экономики, который не учитывает ожидаемого принятия в ноябре 2018 очередного пакета антироссийских санкций.
- Это проект закона, который внесён сенаторами в парламент США. Мы с помощью нашего посольства отслеживаем, как он проходит. Это проект закона, там огромное количество различных комитетов, различных интересов внутри законодательного органа Соединённых Штатов. Соответственно, когда он станет законом, на котором будет подпись президента США, мы не знаем. Соответственно, закладывать какие-то негативные вещи в базовый прогноз социально-экономического развития страны мы не должны. У нас есть готовность (к разным сценариям развития), но тем не менее закладывать что-то, чего, может быть, и не будет, в базовый прогноз неправильно, - объяснил он.
Говоря о ситуации с курсом валют, глава Миннацэкономики признал, что «ослабление тенге налицо».
- Действительно, мы видим: несмотря на то что фундаментально, если считать по нашей макроэкономической модели, по макроэкономической модели Национального банка, цена такой не должна быть. Это ясно, что этот вопрос такой психологический, политический, санкций и определённого нервного влияния рынка на возможный эффект. Фундаментально тенге стоить столько не должен, по нашей модели, - констатировал он.
Именно по этой причине, по мнению министра, по итогам года уровень инфляции достигнет верхнего предела установленного коридора – 5-7%. Если по итогам 8 месяцев она достигла ровно 6%, то по итогам года, полагает Сулейменов, «из-за ослабления тенге, видимо, скорее всего будет 6,7-6,8%».
- Но за коридор 5-7% мы не выйдем. По росту отраслей текущий курс не представляет угрозы для достижения нашей планки 3,8% в 2018, поэтому изменений каких-либо по прогнозу ВВП мы не предполагаем, - заключил он.