Центральный банк Казахстана лишил лицензию Астана-банка, в то время как Цеснабанк выиграл от правительственных перестановок.

В середине сентября KASE, Казахстанская фондовая биржа, прекратила торги акциями Астана Banki, кредитора среднего размера. На следующей неделе, 18 сентября, Центральный банк лишил лицензию АО «Astana Banki». Это решение повторило действия, предпринятые против Эксимбанка и Qazaq Banki , которые были аннулированы в конце августа. Топор регулятора нацелился на банки, которые президент Нурсултан Назарбаев выделил во время апрельской встречи с руководителем Центрального банка Данияром Акишевым.

Хотя правительство, похоже, отказалось от некоторых мелких кредиторов, ответ на проблемы ликвидности Цеснабанка был совсем иным.

25 сентября фондовая биржа страны сообщила, что государственный фонд некоммерческих займов продал 450 млрд. Тенге (около 1,3 млрд. Долларов) в 10-летних облигациях с 9-процентным процентом. Фонд является компанией, созданной для оказания помощи коммерческим банкам в очистке токсичных активов со своих счетов. Единственным покупателем выпуска облигаций был, по всей вероятности , Единый пенсионный фонд, еще одно государственное предприятие.

Ранее в сентябре из-за проблем с ликвидностью Цеснабанк, второй по величине банк в Казахстане, попросил как правительство, так и его акционеров вмешаться. 6 сентября Центральный банк предоставил Цеснабанку 150 млрд. Тенге краткосрочного кредита . Через неделю акционеры вложили в капитал банка 40 млрд. Тенге. В последующие дни после выпуска облигаций Фондом Nonperforming Loans Цеснабанк продал государственным органам около 300 млрд. Тенге своего портфеля сельскохозяйственных кредитов. 3 октября он выпустил проспект облигаций на сумму 500 млрд тенге на фондовой бирже. Эксперты сказали, что Фонд должен купить эти облигации.

Элитная политика играла на фоне этих решений. 10 сентября Адильбек Джаксыбеков, глава администрации президента, был заменен экс-мэром Астаны Асет Исекешевым. В семье Джаксыбекова принадлежит Цезана, промышленный холдинг, специализирующийся на сельском хозяйстве, которому принадлежит Цеснабанк. Якобы президент Назарбаев прекратил Джаксыбеков, потому что достиг пенсионного возраста . Однако в тот же день бывший начальник штаба стал председателем Цеснабанка. Несколько дней спустя Ульф Вокурка , экс-Казкоммерцбанк, был назначен генеральным директором банка.

Судьба политической карьеры Джаксыбекова лишь символически отразилась на судьбе его банка, - рассказал «Дипломат» финансовый консультант Алматы Рассул Рысмамбетов .

“The bank’s problems have little to do with its shareholder. The bank’s policy was just too risky. Tsesnabank holds at least 50 percent of agricultural lending. Its involvement in agriculture is absolutely strategic; letting it fall would lead a large chunk of the sector to bankruptcy. Now, I think Dzhaksybekov will continue to stay away from the bank and its operations,” Rysmambetov said.

Реорганизация банка и привлечение его государственного финансирования, похоже, были связаны с вытеснением Джаксыбекова. Цеснабанк отрицал, что он получит выгоду от инвестиций из Единого пенсионного фонда. Но это подтвердило, что выпуск облигаций Nonperforming Loans Fund был напрямую связан с выкупом кредитов в размере 450 миллиардов тенге, которые правительство обещало в середине сентября.

Фонд Nonperforming Loans, созданный после глобального финансового кризиса 2007 года, помог двум крупнейшим кредиторам страны - Казкоммерцбанку и Народному банку - рефинансировать некоторые из своих ядовитых кредитов в 2015 году. В 2017 году руководство Фонда было переведено из Центральной Банк в Министерство финансов. Halyk завершил свое поглощение Казкоммерцбанка в июле 2018 года.

За последние пару лет Фонд неработающих кредитов также позаботился о нескольких небольших активах. В 2017 году она продала половину своих акций в Al Saqr Finance , Исламский банк, в Bank of Astana. В 2018 году он покинул Al Saqr, продавая свою 50-процентную долю Чингизу Кусегенову, малоизвестному бизнесмену. Любопытно, что в правлении Аль-Сакр, банк, который претендует на первое место в соответствии с исламскими финансовыми правилами, сидели двое родственников Патоха Ходиева и Алижана Ибрагимова, которые составляют « Казахское трио » вместе с Александром Машкевичем. Казахское трио владеет горнодобывающими и промышленными проектами, а также банками.

В 2017 году Фонд стал единственным акционером недавно сформированной компании по управлению недвижимостью, дилера по недвижимости, специализирующаяся на частных и деловых областях Алматы, крупнейшего города Казахстана. На момент создания компании в 2016 году ее владельцами были Роллан Догамбеков и Тимур Наизабеков, два менеджера, связанный с приобретением Казкоммерцбанком БТА Банка. Они продали свои акции БТА Банку, который, в свою очередь, продал его Фонду Nonperforming Loans. По сути, Фонд стал средством для очистки некоторых токсичных активов в БТА после того, как он изменил собственность.

Фонд «Неэффективные кредиты», тесно связанный с банковским сектором, сыграл важную роль в реализации стратегии правительства по эффективному выкупу Цеснабанка. В прошлом году банк был близок к покупке крупной миноритарной доли в Bank CenterCredit, пятерке крупнейших кредиторов в Казахстане. Сделка была отменена в марте этого года, поскольку финансовый сектор страны пострадал от кризиса ликвидности. Затем все правительственные учреждения, от Центрального банка до Фонда неработающих кредитов, сбросили свой вес за миссию по спасению Цеснабанка.

2 октября Standard & Poor's подтвердило рейтинг B с отрицательным прогнозом для Цеснабанка «исходя из предположения о том, что правительство выкупит часть кредитного портфеля банка». И так мало намеков после спасения. «Если это выглядит как спасение [и] пахнет спасением, то это спасение. Правительство не допустило, чтобы Цесна споткнулась », - сказал Рымасбетов.

Акробатические подвиги вокруг банковского сектора Казахстана в сентябре, похоже, указывают на то, что финансовый цирк будет продолжать играть в течение нескольких месяцев.

Источник thediplomat.com