В 2019 году казахстанцы отмечают сразу три годовщины девальваций тенге. Вспоминаем, как это было.
11 февраля 2019 года исполняется пять лет третьей, последней по времени, девальвации тенге. За один день 11 февраля 2014 года казахстанская национальная валюта ослабла к американскому доллару с чуть более 150 до 185 тенге. Этот день назвали "чёрным вторником".
На 2019-й приходятся ещё два девальвационных юбилея – 1999 и 2009 годов. С ноября 1993 года, когда тенге ввели в обращение, национальная валюта ослабла к американскому доллару в 80 раз.
Девальвация 1999 года: первый опыт
Кто стоял у руля Национального банка: Кадыржан Дамитов.
Чем объяснили причины: плавающий курс был призван поддержать и увеличить объём казахстанского экспорта, а также прекратить дорогостоящие усилия по поддержанию курса тенге – "сжигание" золотовалютных резервов страны.
Девальвации предшествовали:
-падение цен на нефть;
-азиатский финансовый кризис 1997-1998 годов;
-российский кризис 1998 года.
Собственно термин "девальвация" означает ситуацию, когда курс национальной валюты официально снижают по отношению к твёрдым валютам, например, доллару США. В строгом смысле валюту девальвируют, когда в стране действует фиксированный курс. Однако часто на практике этим термином описывают любое заметное ослабление нацвалюты, в том числе и при свободном формировании курса.
История национальной валюты Республики Казахстан – тенге – началась 15 ноября 1993 года, когда её ввели в обращение. Тогда за один доллар давали 4,69 тенге. Однако почти сразу курс начал меняться: уже в январе 1994-го перевалил за 10 тенге, к ноябрю того же года – за 50 тенге и к концу 1998-го – за 83 тенге за единицу американской валюты.
К апрелю 1999-го курс тенге к доллару установился на уровне около 85 тенге. Но 4 апреля всё резко изменилось – премьер-министр Нурлан Балгимбаев и председатель Нацбанка Кадыржан Дамитов объявили по телевидению объявили о переходе к свободному колебанию обменного курса тенге. В итоге нацвалюта Казахстана резко ослабла к американской до 150-160 тенге, но затем укрепилась до 130-140 тенге. Это стало первой девальвацией тенге.
Девальвация 2009 года: поддержка экспортёров
Кто стоял у руля Национального банка: Григорий Марченко.
Чем объяснили причины: поддержка отечественных товаропроизводителей, у которых возникли проблемы из-за девальвации валют стран – торговых партнёров. Кроме того, девальвации предшествовало снижение цен на нефть.
Спустя 10 лет после первой в Казахстане произошла вторая девальвация. Торговавшаяся в районе 120 тенге за доллар нацвалюта 4 февраля ослабла сразу на четверть, и курс вырос примерно до 150 тенге.
"Ослабил" тенге только в январе занявший пост председателя Нацбанка Григорий Марченко, хотя его предшественник Анвар Сайденов возможность девальвации отрицал. Марченко её необходимость объяснил почти трёхкратным снижением цен на нефть, которая занимала более половины всего экспорта Казахстана. И это, по словам Марченко, вынуждало "пересматривать курсовые ориентиры".
Другой причиной стали девальвации валют торгующих с Казахстаном государств. Назывались цифры, что с начала 2008 по январь 2009-го в России рубль ослаб на 44%, в Беларуси стоимость нацвалюты снизилась на 28%, на Украине – на 53%, в еврозоне – на 13%.
В феврале 2013 года Григорий Марченко заявил, что большинство казахстанцев не пострадали от девальвации 2009 года:
"В общем объёме банковских кредитов населению накануне проведения девальвации (на конец 2008 года) задолженность в тенге составляла 64%, то есть те, кто получал кредиты в тенге, а это почти две трети населения, от девальвации не пострадали... По опросам населения, две трети также нейтрально относились к ситуации с курсом, поскольку все их доходы и расходы в тенге", – сказал Марченко.
Девальвация 2014 года, о которой Нацбанк узнал ночью
Кто стоял у руля Национального банка: Кайрат Келимбетов.
Чем объяснили причины:
-ослабление российского рубля к доллару;
-проблемы с платёжным балансом страны из-за импорта потребительских товаров;
-усиление спекуляций на фоне девальвационных ожиданий, из-за которых Нацбанк вынужден был поддерживать тенге интервенциями;
-создание предпосылок для снижения инфляции до 3-4%.
1 октября 2013 года Григорий Марченко покинул пост председателя Нацбанка, его сменил Кайрат Келимбетов.
21 января 2014-го Келимбетов на брифинге для журналистов заявил, что "в Казахстане причин для девальвации тенге нет". А уже 11 февраля произошла третья девальвация, которую назвали "чёрным вторником". Если курс накануне колебался в районе 155 тенге за доллар, то теперь Национальный банк установил коридор в районе 185 плюс-минус три тенге.
Ведомство Кайрата Келимбетова, который, по его словам, сам узнал об изменении курса накануне ночью, назвало сразу пять причин для решения о девальвации. Это и (1) ситуация в ведущих развивающихся странах, в частности, странах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика), и (2) неопределённость относительно курса российского рубля, и (3) состояние платёжеспособного баланса страны, и (4) высокие девальвационные ожидания, которые вызвали спекуляции на валютном рынке.
Ещё одной причиной стало (5) создание "базовых предпосылок" для снижения инфляции до 3-4% и необходимый для этого переход НБК к инфляционному таргетированию. А это предполагает отход от жёсткого регулирования курса.
На практике казахстанцы получили закрывшиеся на пересчёт цен супермаркеты и онлайн-магазины.
Как позже рассказал Келимбетов журналистам, решение по девальвации было принято ночью, чтобы не допустить утечек информации.
"Лично я о девальвации узнал вчера ночью, сегодня утром об этом узнали работники, которые должны были вас оповестить... И новостей о том, была ли утечка, быть не могло, потому что мы только вчера, после закрытия торгов на бирже, приняли это решение", – рассказал глава регулятора.
И хранил свои сбережения председатель Нацбанка в национальной валюте.
"Я должен всеми фибрами своей души держать деньги в тенге, я это и делаю. И вообще все государственные органы поддерживают равновесность курса тенге и верят в национальную валюту", – отметил он.
2015 год: тенге уходит в "свободное плавание"
Кто стоял у руля Национального банка: Кайрат Келимбетов.
Чем объяснили причины: инфляционное таргетирование должно было помочь достижению долгосрочного устойчивого роста экономики, сохранению низкой инфляции, повышению уровня занятости и улучшению благосостояния казахстанцев.
Последнее крупное ослабление тенге началось 20 августа 2015 года, когда было объявлено о новой денежно-кредитной политике, основанной на инфляционном таргетировании и свободном плавающем обменном курсе.
Ожидания девальвации, между тем, были ещё со второй половины 2014 года. Их связывали с резким ослаблением российского рубля не только к доллару, но и относительно тенге. Вместо привычных "5 тенге за рубль" последний ослаб почти до трёх тенге. Множество казахстанцев на этом фоне отправились в Россию и стали скупать там автомобили, мебель, продукты и даже жильё.
В феврале 2015 год, через год после "чёрного вторника", Келимбетов вновь заявил, что Нацбанк одномоментной шоковой девальвации не допустит и для этого "есть запас прочности". Но уже в июле регулятор сперва объявил о расширении валютного коридора, а ещё через месяц с небольшим нацвалюту "отпустили" в свободное плавание. Президент тогда поручил поддержать вкладчиков тенговых депозитов компенсацией курсовой разницы, а предприниматели-экспортёры поблагодарили Правительство за поддержку.
Представители Кабмина и Нацбанка каждый раз подчёркивали, что переход к новой денежно-кредитной политике – это свободное курсообразование, но никак не девальвация. Кайрат Келимбетов, между тем, заявил, что фиксированный курс тенге поддерживал "иллюзию", и ничего постоянного в экономике нет.
"Мы ушли от системы фиксированного курса, и проблема валютных корректировок осталась в прошлом. Вот эта иллюзия, которую поддерживал фиксированный обменный курс, ее больше нет. Мы идём дальше, и курс тенге будет колебаться, поскольку нет ничего постоянного в мировой экономике", – рассказал Келимбетов в интервью Артуру Платонову в передаче "Слуги народа" на КТК.
В итоге средний курс за сентябрь 2015-го составил 258 тенге за доллар, а к концу года – уже 322 тенге. Нацвалюта продолжила сдавать позиции, и 10 февраля 2019 года, согласно сайту Нацбанка, её курс к доллару составил 378,73 тенге.
Источник informburo.kz