Банкам в будущем потребуется предоставлять все больше и больше услуг клиентам на основе классических банковских и не банковских сервисов, предлагая при этом продвинутый цифровой клиентский опыт. И роль драйвера тут сыграют технологические компании, считает Антон Мусин, управляющий директор Accenture Казахстан

 

На мировые финансовые рынки приходят новые глобальные игроки – так называемые компании-GAFA. Цифровые гиганты Google, Apple, Facebook и Amazon (их еще называют bigtech-компании) активно захватывают новые рыночные ниши, пользуясь своими колоссальными преимуществами в виде технологических инноваций, огромной клиентской базы и капитализации, позволяющей инвестировать огромные средства в проекты в самых разных направлениях. В США, стране с традиционно консервативным банковским сектором, такие продукты, как Apple Card или возможность встроенных покупок в мессенджерах, являются очевидным новшеством. В силу унаследованных технологических и процессных ограничений инновации в западном финтехе внедряются гораздо медленнее, чем в Азии, России и Казахстане, и компании-GAFA с их технологической ДНК, абсолютно отличной от банковской, имеют там все шансы потеснить традиционных игроков. Однако, приход GAFA на финансовый рынок безусловно важен и для казахстанских банков, прежде всего, потому что эта ситуация позволяет посмотреть на процессы с точки зрения будущего.

У банков есть три возможных пути взаимодействия с GAFA-игроками.

Первый, самый очевидный и в глобальной перспективе проигрышный – конкуренция. Продолжать делать вид, что ничего не происходит, занять своеобразную «страусиную позицию», спрятав голову в песок. При этом по итогам исследования Accenture, только банки, прстоянно внедряющие технологии, показали приемлемый рост. Технологические «отстающие» по итогам прошлого финансового года демонстрируют падение совокупной стоимости в среднем на 1%. При этом, в области финансовых технологий максимальный рост демонстрируют даже не продвинутые техно-банки, а сама группа GAFA — их платежные и финансовые сервисы увеличили свою стоимость на 57% за прошлый год. Новые цифровые конкуренты способны разрабатывать и выводить на рынок новые предложения в очень быстром темпе, который уводит клиентов от традиционных банков.

Партнерство. Благодаря партнерству с GAFA банки могут прежде всего развить новые каналы коммуникаций с существующими клиентами и создать каналы продаж продуктов для новых, оптимизировать операционную эффективность и снизить маркетинговые медиа-косты. Яркий пример развития новых партнерских каналов – недавний запуск голосового помощника «Олег» российским банком Tinkoff. Это классический пример того, как банки начинают использовать инструменты, ранее свойственные только технологическим компаниям. Интеграция в мобильные банки таких инструментов – вопрос ближайших трех лет, и банки будут пытаться за такие инструменты конкурировать. Например, борьба пойдет за сервисы «умного дома», предлагаемые GAFA-компаниями: клиент сможет голосовыми командами попросить умную колонку перевести сумму денег со сберегательного счета на текущий, сказать, сколько средств доступно, отправить деньги другому пользователю.

Трансформация. Банки будут стремиться сами стать игроками на несвойственных им рынках, предлагая клиентам небанковские услуги, переходя от стратегии «мои деньги» к стратегии «моя жизнь», когда кроме распоряжения деньгами клиента, банк будет продвигать услуги по страхованию, путешествиям, покупкам, аренде жилья. Этот путь невозможен без колоссальных инвестиций в разработку продуктов и сервисов, поэтому создание такой экосистемы доступно только для самых больших финансовых организаций, пример – «Сбербанк» со «Сбертехом» - фактически, одной из крупнейших ИТ-компаний в России, обслуживающей только проекты «Сбербанка». Маленькие банки скорее будут пользоваться партнерскими экосистемами, например, агрегаторами сервисов, разработанных сторонними разработчиками и которые будут доступны по различным моделям подписки.

Что же сейчас предпринимать отечественным игрокам?

Компаниям GAFA Казахстан как рынок все еще неинтересен: он относительно мал и пока не насыщены глобальные рынки, выходить с финансовыми сервисами сюда глобальные корпорации не будут. Но в какой-то момент придут - и будут стараться развивать партнерства с местными игроками. Поэтому сейчас казахстанским банкам в поисках своих технологических «GAFA-партнеров» кажется более перспективным обратить внимание на более близкие нам как по менталитету ведения бизнеса, так и по географии и глубине проникновения на казахстанском рынке «ВКонтакте», «Яндекса» как маркетплейс – на AliExpress,Taobao или существующие локальные мульти или монобрэндовые электронные торговые площадки: казахстанский потребитель уже сейчас в меньшей степени готов покупать на Amazon. Когда на наш рынок придут GAFA, то им придется конкурировать с уже устоявшимися экосистемами и борьба за пользователей будет непростая, а значит, банки смогут выбирать технологических партнеров с лучшими условиями и предложениями.

 

Источник: Forbes.kz