Компания SAS, ведущий игрок на рынке бизнес-аналитики, в партнерстве с финтех-порталом prodengi.kz провела опрос, чтобы выяснить, по каким критериям казахстанцы выбирают банк для кредитования и как они относятся к возможности идентификации с помощью единой биометрической системы.

В марте 2019 года в стране был запущен пилотный проект по удаленной идентификации личности, охвативший 11 банков, а в июле на форуме Astana Finance Days была представлена новая система удаленной идентификации, к которой уже подключились в тестовом режиме несколько ведущих банков, действующих в стране. В связи с тем, что такая идентификация в ближайшем будущем может быть введена повсеместно, важно понимать, как воспринимают ее клиенты банков.

Исследование показало, что отношение к системе биометрической идентификации пока неоднозначное. С одной стороны, действующие и потенциальные заемщики понимают, что она могла бы упростить процедуру получения кредита. Так, 34% респондентов отметили, как основное преимущество, возможность дистанционной подачи заявки.

Еще 33% видят плюс в том, что не нужно собирать комплект документов, а 14% подчеркнули, что система ускоряет процесс подачи заявки. Только 20% участников исследования не видят преимуществ в такой системе.

С другой стороны, возникают опасения по поводу различных рисков, которые влекут за собой ввод биометрической идентификации. Так, 42% респондентов обеспокоены тем, что мошенники могут воспользоваться их данными, 5% отмечают, что процесс сбора биометрических данных слишком сложен для них технически, а еще 5% отмечают как минус, что такая идентификация потребует приобретения дополнительных технических средств (веб-камеры, сканер отпечатка пальца и т.п.). Лишь 11% участников опроса считают, что биометрическая идентификация надежнее традиционных методов. Кроме того, 37% респондентов пока слабо себе представляют, какие риски влечет за собой использование биометрической идентификации.

Тем не менее опрос показал, что даже при наличии некоторых опасений, связанных с биометрической идентификаций, клиенты банков в целом приветствуют упрощение основных процедур кредитования. Например, 72% предпочитают гасить кредит дистанционно - 50% через мобильный банк или специальное приложение, а 22% - путем автоматического списания с карты. Лишь 28% участников опроса отметили, что им удобнее платить взносы наличными в кассах банка.

Кроме того, заемщикам удобнее получать кредиты в тех банках, которые требуют минимальный пакет документов. Так, 67% респондентов считают, что в первую очередь пойдут за кредитом туда, где нужен только паспорт, 17% готовы предъявлять либо два документа в различных комбинациях, либо паспорт и справку о доходах, и только для 16% количество требуемых документов не принципиально.

В целом, клиенты банков достаточно требовательны и к условиям предоставления кредитов. Так, для 65% основным критерием при выборе банка для получения займа стало количество предлагаемых кредитных программ, и лишь 25% назвали главным определяющим фактором наименьшую ставку. Кроме того, для 77% важна возможность рефинансировать кредит в другом банке, а 89% считают необходимой опцию полного досрочного погашения. В то же время в своих зарплатных банках большинство участников исследования не стало бы кредитоваться: 37% отметили, что предлагаемые там кредитные программы для них не выгодны, а 26% сообщили, что в их зарплатных банках либо нет проектов по кредитованию, либо они им неизвестны. Только 29% респондентов ответили, что в зарплатных банках им делали выгодные предложения по кредитам.

Интересно, что при заинтересованности в максимально простой процедуре получения кредита примерно для половины респондентов (52%) все еще важно личное присутствие в офисе банка для предоставления документов. Только 16% заявили, что необходимость визита в банк им только мешает, а для 33% этот момент не имеет значения. Это служит еще одним косвенным свидетельством о том, что клиенты хотят получить максимальную уверенность в защищенности своих данных, которые они предоставляют при получении кредита.

«Исследование показывает, что клиенты казахстанских банков в целом готовы к внедрению системы биометрической идентификации, но они хотят быть уверены, что их личные данные не будут скомпрометированы. Это действительно важный и серьезный вызов, на который банки должны дать ответ: если пластиковую карту, которая попала в руки мошенников, можно просто перевыпустить, то поступить точно так же, скажем, с отпечатками пальцев не получится.

Поэтому банкам стоит всерьез задуматься о внедрении современных аналитических инструментов противодействия мошенничеству - в новых реалиях, когда защита данных выходит на первый план, это становится необходимым условиям для сохранения лояльности потребителей», - говорит руководитель практики аналитических решений для противодействия мошенничеству SAS Россия/СНГ Алексей Коняев.

5106 

5106

О компании SAS

Компания SAS является крупнейшей в мире частной IT-компанией, специализирующейся на разработке и продаже решений и услуг в области бизнес-аналитики.

Компания основана в 1976 году, и сегодня в ее офисах по всему миру работают более 14 тысяч сотрудников. Выручка компании по итогам 2018 г. достигла 3,27 млрд долларов США. Клиентами SAS являются более 83 тыс. организаций в 158 странах мира. Среди них - 96 компании из первой сотни лидеров, включенных в список «2017 FORTUNE Global 500®». По данным IDC на середину 2018 года, SAS занимает 30,8% мирового рынка углубленной аналитики.

В России и странах СНГ компания SAS начала работу в 1996 году. Заказчикам компания SAS предлагает полный спектр решений и услуг в области бизнес-аналитики: консалтинг, внедрение, обучение и техническую поддержку. Клиентами SAS в России и СНГ являются все 10 крупнейших российских банков (Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк и др.), 9 страховых компаний (Ингосстрах, Ренессанс Страхование, ВСК и др.), РЖД, «Аэрофлот», лидеры розничной торговли, государственные организации, крупнейшие компании из телекоммуникационного и топливно-энергетического сектора.
Первые проекты в Казахстане компания SAS реализовала в 2004 году. Основными заказчиками являются крупные банки, телекоммуникационные компании и государственные предприятия. Среди них - «Разведка Добыча «КазМунайГаз», Казахтелеком, Kaspi Bank, Цесна Банк, Евразийский банк, Банк ЦентрКредит, Банк Хоум Кредит Казахстан и другие известные компании.

Источник https://prodengi.kz