Соединить ЕНПФ, Фонд медстрахования и ГФСС в одном Едином социальном фонде — такую идею обсуждают минтруда, Нацбанк и Агентство финансового контроля. Кто выиграет — пока непонятно.

9 октября в столице заседала рабочая группа по совершенствованию пенсионной системы под руководством заместителя премьер-министра Бердибека Сапарбаева. Обсуждали детали исполнения поручения президента — консолидировать внебюджетную систему социального обеспечения.

Все деньги — в одну копилку

По идее, новый Единый социальный фонд (ЕСФ) будет создан на базе Государственного фонда социального страхования. Именно туда вскоре будут стекаться все платежи, поступающие от граждан и работодателей. А именно:

пенсионные взносы;
социальные отчисления;
взносы и отчисления на медстрахование;
индивидуальный подоходный и социальный налоги.

ЕСФ также наделят функциями по назначению пенсий и пособий.

То есть

государство намерено скинуть во внебюджетную структуру все социальные вопросы,

так или иначе связанные с выплатами. И это, по мнению участников рабочей группы, главный недостаток создания ЕСФ. Так как влечет коррупционные риски. Кроме того, ситуация, когда все внебюджетные социальные деньги будут сконцентрированы в одном месте, настораживает.

Разработчики предложений утверждают, что у фонда будут и преимущества. Например, оптимизация бюджетных расходов. Также будет проще учитывать коррупционные риски при проверке доходов лиц, претендующих на выплаты. Что прямо конфликтует с коррупционными рисками назначения выплат негосударственной конторой в принципе.

Кстати, учитывая, что произойдет оптимизация бюджетных расходов на социальную сферу, фонд будет нести единовременные гигантские расходы на доработку нескольких информационных систем. Непонятно,

как ЕСФ будет управляться с пенсионными взносами? Ведь в ЕНПФ счета персональные, а фонд медстрахования представляет обезличенную массу денег

Идею — на доработку

Глава общественного совета при ЕНПФ Евгений Сейпульник принимал участие в заседании рабочей группы 9 октября.

— Создание ЕСФ и введение единого социального платежа в свое время общественный совет поддержал. С точки зрения оптимизации системы социальных отчислений для субъектов бизнеса, а также введения единого платежа в целях снижения затрат. При этом мы указывали, что поддержали консолидацию ГФСС и Фонда медстрахования, являющихся внебюджетными фондами — их активы формируются за счет социальных отчислений.

Мы также указывали, что имеется принципиальное различие функционирования внебюджетных фондов и ЕНПФ.

Объединение всех трех фондов в один мы посчитали нецелесообразным

По международной практике, ЕНПФ не может рассматриваться как внебюджетный фонд. Его активы являются частными персонифицированными пенсионными сбережениями населения. И управляться они должны на рыночных условиях без участия государства, по выбору вкладчика.

Три в одном

А что, есть идея объединить все три фонда в один?

— На заседании 9 октября по этому вопросу Министерством труда и соцзащиты населения было предложено создать Единый социальный фонд на базе ГФСС. При этом минтруда отчетливо понимает разницу между ЕНПФ и ГФСС.

В принципе, были указаны преимущества:

оптимизация расходов;
упрощение процесса оказания госуслуг;
минимизация коррупционных рисков;
увеличение контрольных функций назначения пенсионных выплат.

Но есть и недостатки. То есть государственные функции, которые предполагается передать фонду, приведут к тому, что в нем сконцентрируются в большом объеме бюджетные и внебюджетные деньги. А это и коррупционные риски, и возможность хищения.

В итоге вся эта идея была отправлена на доработку.

С точки зрения участников рабочей группы в таком виде предложения лишь меняют наименование ГФСС без присоединения к нему ЕНПФ

Что, по мнению членов рабочей группы, в принципе невозможно.

Одним из доводов для объединения этих фондов была необходимость создания единого платежного документа соцвыплат. Чтобы одновременная выплата уходила в ЕСФ, а внутри фонда уже делилась на медстрахование, соцвыплаты и пенсионные отчисления. Насколько это обоснованно с точки зрения предпринимателей, пока мы ответов не получили. Чем сегодня ситуация с тремя платежками мешает предпринимателям, тоже пока непонятно.

Единовременные расходы на доработку информационных систем в случае объединения трех фондов не рассчитаны. А между тем они коснутся и Нацбанка, и самого минтруда, и вновь созданного фонда, и банков, и предпринимателей. Зато рассчитан срок для изменения всех программ. Он займет от 1,5 до 2 лет, пока могу сказать так.

Так что картина сейчас еще не вполне ясная, дискуссии впереди.

Источник 365info.kz