Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) по итогам 2019 года проведены мониторинг и анализ допущенных в указанный период банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций (далее – банки), нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.

В 2019 годув отношении банков в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг применено 294 мер воздействия, в том числе:

  • 32 административных штрафа;
  • 259 рекомендательных мер надзорного реагирования;
  • 3 письменных предписания.

Результаты проведенного анализа показали, что банками в большинстве случаев не соблюдаются следующие порядки, установленные банковским законодательством Республики Казахстан, а также нормативными правовыми актами Национального Банка Казахстана, которые связаны с осуществлением:

  • обслуживания банковских займов;
  • платежей и переводов денег;
  • обслуживания банкоматов и банковских счетов.

Как сообщает  портал  wfin.kz,за последний период наблюдается ежегодная тенденция по увеличению количества принятых мер воздействия в отношении банков. В свою очередь уполномоченным органом в целях защиты прав потребителей финансовых услуг (граждан) принимаются меры по защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе вносятся соответствующие поправки в законодательство Республики Казахстан и осуществляется контроль за их выполнением, а также выявляются нарушения со стороны поставщиков банковских услуг в рамках рассмотрения жалоб и обращений граждан, данные  предоставлены  finreg.kz.

По порядку обслуживания банковского займа основные нарушения касаются следующего:

  • несоблюдения срока уведомления/ не уведомления о передаче права (требования) по договору займа третьему лицу;
  • предоставления недостоверных сведений по заемщику в кредитное бюро;
  • предоставления/получения сведений о заемщике (субъекте кредитной истории) в/из кредитное/го бюро без его согласия;
  • несоблюдения сроков, а также порядка уведомления заемщика о просроченной задолженности, о необходимости внесения платежей, а также последствиях невыполнения заемщиком обязательств
  • непредставления заемщику сведений об остатке долга по займу;
  • превышения размера неустойки (штрафа, пени) за нарушение обязательства по возврату суммы займа;
  • несоблюдения внутренних документов банка по вопросам обслуживания банковского займа.

По порядку осуществления платежей и переводов денег основные нарушения касаются следующего:

  • исполнения платежных требований, согласно которому платежные требования на взыскание просроченной задолженности по займу необходимо исполнять в пределах 50% от суммы денег, находящейся на банковском счете физического лица, и/или от суммы, поступившей на банковский счет;
  • исполнения платежного требования по взысканию задолженности по займу без обеспечения на текущем счете физического лица суммы денег не менее размера прожиточного минимума, установленного законом о республиканском бюджете;
  • необоснованного взыскания денег с банковского счета клиента;
  • исполнения указания по платежу и (или) переводу денег в случаях наличия оснований для отказа в исполнении указания;
  • несвоевременного исполнения указаний по платежам и (или) переводам денег в нарушение сроков, определенных законодательством о платежах и платежных системах;
  • необоснованного/ несвоевременного отказа в исполнении платежного документа;
  • предъявления одновременно нескольких платежных требований к банковским счетам заемщиков для взыскания просроченной задолженности по займу;
  • несоблюдения очередности изъятия денег с текущих счетов, предусмотренной гражданским законодательством Республики Казахстан.

По порядку обслуживания банкоматов и банковских счетов основные нарушения касаются следующего:

  • установления кредитного лимита по банковскому счету клиента при отсутствии договора банковского займа;
  • несоблюдения порядка открытия/закрытия банковских счетов;
  • неправомерного ограничения распоряжения деньгами, находящимися на банковском счете;
  • отсутствия в банкомате камеры, позволяющей фиксировать лицо держателя платежной карточки;
  • отсутствия мониторинга работы сети банкоматов (неисправность камеры видеонаблюдения);
  • несанкционированных операций по снятию денег со сберегательных счетов вкладчиков;
  • увеличения в одностороннем порядке комиссии по оказываемым платежным услугам.

Количество мер воздействия и санкций (штрафов), принятых в отношении банков в 2019 году, в разрезе банков приведено в таблице:

Наименование банка

В % от общего

количества

Количество мер

АО «Народный банк Казахстана»

23,81%

70

АО «ForteBank»

11,22%

33

ДБ АО «Сбербанк России»

8,84%

26

ДБ АО «Банк Хоум Кредит»

8,16%

24

АО «Kaspi Bank»

7,82%

23

АО «Евразийский банк»

6,12%

18

ДБ АО «Альфа-Банк»

5,78%

17

АО «АТФ Банк»

5,78%

17

АО «Банк Центр Кредит»

5,78%

17

АО «Казпочта»

3,74%

11

АО «Нурбанк»

3,06%

9

АО «Asia Credit Bank»

2,72%

8

АО «First Heartland Jysan Bank»

2,04%

6

АО «Банк Kassa Nova»

1,02%

3

АО «АТФ Банк»

1,02%

3

АО «Altyn Bank»

1,02%

3

АО «Жилищный сберегательный банк Казахстана»

0,68%

2

АО ДБ «Альфа-Банк»

0,34%

1

АО «Bank RBK»

0,34%

1

АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»

0,34%

1

АО «Tengri Bank»

0,34%

1

Всего

100,00%

294

 

В 2019 году общая сумма вынесенных административных штрафов в отношении банков составила 18 251 237,05 тенге.

Основные нарушения, допущенные банками, по которым предусмотрена административная ответственность:

  • предоставление сведений о субъекте кредитной истории в кредитное бюро без его согласия;
  • получение сведений о субъекте кредитной истории из кредитного бюро без его согласия;
  • предоставление по заемщику недостоверных сведений в кредитное бюро;
  • несвоевременное представление поставщиком информации в кредитное бюро сведений, полученных от субъекта кредитной истории;
  •  несвоевременное исполнение указаний по платежам и (или) переводам денег в нарушение сроков, определенных Законом Республики Казахстан «О платежах и платежных системах»;
  • недостоверное указание банком размера ГЭСВ в персональных условиях по договору банковского займа.

Для полного обзора и самостоятельного определения потребителями финансовых услуг эффективности и качества банковского обслуживания тем или иным банком Агентство размещает информацию о принятых к банкам мерам надзорного реагирования (кроме рекомендательных мер надзорного реагирования) и санкциям (штрафам) на официальном интернет-ресурсе www.finreg.kz в разделе «Примененные меры воздействия и санкции».

В целях повышения финансовой грамотности и недопущения нарушений законных прав и интересов как существующих, так и потенциальных клиентов банков Агентство информирует о следующем.

Банки оказывают банковские услуги на основании договорных отношений с клиентами. В этой связи при выборе банка следует обращать внимание не только на принятые в отношении банка ограниченные меры воздействия и санкции, но и на его финансовое положение и условия договоров банковского обслуживания (текущего счета, сберегательного счета) и/или банковского займа, в особенности на следующее:

1) по договорам текущего счета:

  • тарифы банка (годовое обслуживание банковского счета и /или платежной карточки за первый год и последующие годы), за снятие наличных денег в банкоматах и кассах банка, за зачисление денег на банковский счет, за осуществление платежей и переводов денег;
  • порядок уведомления об изменениях в тарифах банка;
  • порядок взыскания денег с банковского счета без согласия владельца счета.

2) по договорам банковского вклада:

  • размер ставки вознаграждения, в том числе ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении (реальную стоимость) на дату обращения;
  • порядок изменения размера ставки вознаграждения и способ уведомления об этом;
  • возможность пополнения/изъятия вклада;
  • порядок досрочного частичного изъятия вклада и расторжения договора вклада;
  • порядок пролонгации срочного и сберегательного вкладов после истечения срока, а также условного вклада после наступления тех обстоятельств, с которыми договор банковского вклада связывает возврат вклада (согласно гражданскому законодательству РК, договор банковского вклада считается продленным на условиях вклада до востребования, если иное не предусмотрено договором);
  • порядок уведомления вкладчика о невозможности пролонгации договора банковского вклада на условиях, предусмотренных договором, при закрытии депозитного продукта банком.
  • срок вклада.
  • Ставки вознаграждения по вкладам дифференцируются, исходя из срока и вида вклада, права досрочного изъятия и пополнения.

3) по договорам банковского займа:

  • размер и порядок расчета годовой ставки вознаграждения, а также условия ее изменения;
  • метод погашения, график погашения;
  • перечень комиссий и иных платежей, их размеры, которые в конечном итоге влияют на реальную стоимость кредита;
  • размер годовой эффективной ставки вознаграждения, которая является показателем реальной стоимости кредита с учетом всех расходов заемщика на получение и обслуживание кредита. Данный показатель служит для сравнения аналогичных кредитов различных банков;
  • порядок взыскания задолженности по займу, в том числе без согласия заемщика с его банковских счетов, открытых в банках;
  • порядок уступки права (требования) по договору банковского займа третьим лицам;
  • передача задолженности на досудебное взыскание и урегулирование коллекторскому агентству.

Следует обратить внимание на то, что Перечень условий договора банковского займа поставлен на утрату.

23.12.2019 г. постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан № 248 утвержден порядок заключения договора банковского займа (вводится в действие с 1 января 2020 года).

Указанным порядком сохранены все действующие условия договора, при этом в целях защиты прав заемщиков устанавливается запрет на указание во вновь заключаемых договорах ссылок на внутренние документы банка и иные документы, которые могут изменяться в период срока действия договора в одностороннем порядке и недоступны для ознакомления заемщиком.

Также в целях совершенствования прозрачности условий банковских договоров и усиления преддоговорной работы указанным порядком с 1 апреля 2020 г. предусмотрено следующее:

  • утверждена форма памятки для заемщика - физического лица, которая будет предоставляться заемщику в период преддоговорной работы банка с потенциальными клиентами с информацией об условиях кредита, ответственности заемщика. Данная памятка позволит потенциальным заемщикам до заключения договора сравнивать условия банковского займа с условиями займов других банков.
  • для дополнительного информирования заемщика об условиях договора, а также в целях упрощения восприятия условий договора вводится «титульный лист», который будет излагаться в виде начальных листов договора и содержать краткую информацию о самых основных, существенных условиях займа, к примеру, о сумме и сроке займа, размере ставки вознаграждения и ГЭСВ, методах, способах погашения займа, порядке досрочного погашения займа и другую важную информацию.

3) в целях единообразного применения банками утверждена форма графика погашения займа.

Формы графика, памятки и требования о приложении титульного листа, которые вводятся в действие с 1 апреля 2020 г., распространяются на вновь заключаемые договоры.

Обращаем внимание потребителей финансовых услуг на то, что с 1 января 2020 года функции по обеспечению надлежащего уровня защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг от Национального Банка и его территориальных филиалов переданы в Агентство, в регионах Казахстана – в Управления региональных представителей Агентства.

 Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28 февраля 2011 года № 18 «Об определении перечня обязательных условий договора банковского займа».

 Источник  wfin.kz