8 мая 2020 года Национальный банк РК опубликовал на своем сайте сообщение о том, что срок действия ранее установленных им пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты продлеваются аж до 1 июля 2020 года, то есть почти на два месяца.

Чего ждать от нового главы Нацбанка Ерболата Досаева? - Informburo.kz

Процитируем этот прелюбопытный документ (выделения сделаны нами):

«Национальный Банк Казахстана принял решение о продлении срока действия установленных пределов отклонения курса покупки от курса продажи наличной иностранной валюты до 1 июля 2020 года. Эти меры направлены против необоснованного завышения маржи между курсами покупки и продажи наличной валюты в обменных пунктах и обеспечение финансовой стабильности в условиях волатильности на мировых финансовых рынках.

Размер установленных пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге составляет для:

  • доллара США – 6 тенге;
  • евро - 7 тенге;

Установленные ограничения не распространяются на обменные операции, проводимые в безналичной форме».

Желающие изучить данный вопрос детальнее, могут также ознакомиться с текстом постановления правления Национального банка РК от 5 мая 2020 года № 63 «О внесении изменений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 19 марта 2020 года № 33 «Об установлении пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты».

Безусловно, формальной причиной данной активности Национального банка РК стало то, что чрезвычайное положение в секторе наличных обменных операций, введенное 19 марта 2020 года, действовало только в рамках общего чрезвычайного положения в стране. И после того как стало понятно, что последнее не будет продляться и закончится 11 мая 2020 года, Национальный банк РК оказался вынужденным реагировать. Вопрос - зачем это понадобилось? Точнее даже – чего оно боится?

Ответить на него совсем несложно. Национальный банк РК явно опасается, что граждане и гости республики бросятся в обменные пункты менять наличные тенге на доллары США и евро. Соответственно повышенный спрос на наличную иностранную валюту может привести к тому, что частные обменные пункты и их владельцы захотят заработать больше и начнут спекулировать.

Нас в данном случае смущают два «толстых» обстоятельства.

Первое из них состоит в том, что если верить заявлениям самого Национального банка РК, то ситуация на валютном рынке спокойная - в стране достаточно наличной валюты.

Второе состоит в том, что за последнюю декаду апреля и первую декаду мая казахстанская национальная валюта серьезно окрепла - с 430,5 тенге за доллар США 21 апреля до 420,92 тенге 6 мая.

Более того, судя по результатам торгов на Казахстанской валютной бирже за последние две декады ничего такого ужасного на ней не происходило. Да, наблюдались достаточно странные явления, но это если верить, что биржевые торгина KASE осуществляются свободно, на рыночных условиях.

Ниже мы предлагаем вниманию читателей таблицу, которая подтверждает: если не принимать во внимание два дня, 22 и 30 апреля, когда диапазон колебаний обменного курса зашкалил, все остальное более или менее укладывалось в норму.

Именно поэтому мы задаемся вопросами, на которые хотелось бы получить ответ от Национального банка РК и его главы Ерболата Досаева:

1. Чего так сильно они боятся, что продлили чрезвычайное положение в секторе наличных обменных операций аж до 1 июля 2020 года?

2. Понимают ли они, что именно подобные административные ограничения приводят к недоверию к ним со стороны населения?

3. Насколько они вообще уверены, что в Казахстане уже не появились люди, помогающие с обменом тенге на валюту без посещения обменных пунктов?


Источник kz.expert