Вторник, 01 декабря 2020

Ставка делается на цифровизацию и снижение административных барьеров

Теневой бизнес в цифрах | Новости | Forbes.ru

Работа по выводу неформальной экономики из тени вновь выходит для правительства на первый план. Во вторник на очередном заседании кабмин рассмотрел, как продвигается этот процесс, а премьер дал дополнительные поручения министерствам.

Внимание к теневому сектору очевидно - это не только международные обязательства, но и реальный источник дохода для государственной казны. Согласно официальным данным, только за 2019 год в стране снижена доля теневой экономики с 27% 2018 до 23,6% к ВВП. Это позволило дополнительно увеличить доходную часть бюджета на 1,5 трлн тенге. При этом, по данным Минфина, порядка 916 млрд тенге этих поступлений приходятся на долю цифровизации налогового и таможенного администрирования. Остальные 580 млрд тенге - на другие направления.

Стратегическая же задача - к 2025 году снизить долю теневой экономики до 20% к ВВП. Как сообщил и.о. министра финансов Берик Шолпанкулов, наибольшее снижение теневого сектора отмечено в торговле - на 10,7%. Высокой остается доля теневой экономики в таких секторах, как «Транспорт и складирование» – 17%, «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» – 9,7%, «Строительство» – 8,3%, «Промышленность» - 6,5% от общей доли теневой экономики.

В списке уже принятых эффективных мер - внедрение информационной системы «Электронные счета-фактуры», апробированная система маркировки товаров, применение онлайн контрольно-кассовых машин и другие цифровые решения.

- В рамках развития безналичных платежей приняты следующие меры: рассматривается применение электронных счетов-фактур в целях подтверждения вычетов по КПН по сделкам свыше 1 000 МРП; разрабатывается мобильное приложение для самозанятых лиц и субъектов микро- и малого бизнеса для оплаты налогов; расширяются сервисы по безналичной уплате налогов и оповещения через push-уведомления; рассматривается вопрос по ограничению отнесения на вычеты суммы расходов в наличной форме по сделкам свыше 1000 МРП, - перечислил Шолпанкулов.

Также ведется работа по сокращению наличных операций. По данным Минфина, темп роста обналичивания снизился с 52% в 2018 до 14% в 2019. А с начала 2020 года наблюдается снижение обналичивания денежных средств на 31%. По оценкам Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, за последние 5 лет количество онлайн-транзакций выросло с 56 млн до 992 млн операций, а объем операций с использованием интернет-ресурсов и мобильных телефонов за 2019 достиг 8,1 трлн тенге.

Министр национальной экономики Руслан Даленов со своей стороны проинформировал, что в числе планируемых мер налогового стимулирования рассматривается вопрос упрощения уплаты платежей с фонда оплаты труда через единый платежный документ. Также предлагается ввести преддекларирование отчетности.

- То есть налоговые органы будут помогать налогоплательщикам заполнять декларацию. При этом информация будет браться из баз данных информационных систем государственных органов, - пояснил Даленов. - Прорабатывается введение принципа «должной осмотрительности». У бизнеса появится инструмент, благодаря которому налогоплательщик может убедиться в правильности заключения сделок. Это защитит бизнес от недобросовестных контрагентов – «лжепредпринимателей». Также предлагается отмена бухгалтерского учета и упрощение налогового учета индивидуальных предпринимателей. Это будет касаться специальных налоговых режимов.

Также планируется сократить административные барьеры. В частности, предлагается внедрить механизм отмены либо приостановления неэффективных актов государственных органов по жалобе предпринимателей и бизнес-ассоциаций. То есть решения, мешающие бизнесу, могут быть быстро отменены и исправлены.

- Это предполагает введение нового регуляторного инструмента взамен двух действующих. Тем самым снизится регуляторная нагрузка на бизнес. Планируется оптимизация лицензий и разрешений, - уточнил глава МНЭ.

Премьер-министр Аскар Мамин по итогам обсуждения расширил список задач. Он поручил внести предложения «по устранению незаконных экспортно-импортных валютных операций», продолжить работу по совершенствованию цифровизации услуг, дальнейшей интеграции информационных систем, прослеживаемости товаров на территории Казахстана, а также рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в действующее законодательство о платежах и платежных системах, «направленных на обязательную идентификацию владельцев электронных денег».

- Необходимо продолжить работу по введению экономического стимулирования выхода бизнеса из теневого сектора. Это касается совершенствования мер господдержки, сокращения избыточных требований, повышения доступности финансирования, снижения административных барьеров, установления четко администрируемого налогообложения. Вести бизнес открыто должно быть экономически выгодно, - подчеркнул Мамин.


Автор Арина Горбунова

Источник forbes.kz