Регулятор подчеркнуто бодро отчитался о позитивной динамике ЗВР, но при детальном рассмотрении ситуация выглядит не столь благополучно,пишет 365info.

Золотовалютные резервы Казахстана выросли на 11,3 млрд долл за пять лет |  Strategy2050.kz

Нацбанк обнародовал статистику по золото-валютным резервам. В целом цифры статистики позитивные. В прошлом году ЗРВ страны выросли на 23,2%. Однако стоит подробнее разобраться, из чего этот позитив сложился.

Все ради доллара

Начнем с наиболее слабой позиции Нацбанка – валютных активов. Их объем уже достаточно давно держится на уровне 2006 года. В ушедшем году они сокращались 6 месяцев — в январе, феврале, апреле, августе, сентябре и октябре. При этом на интервенции в защиту доллара Нацбанк в 2020 потратил $1 млрд 905,6 млн.

Пик интервенций пришелся на март, когда резкое падение мировых цен на нефть совпало с введением режима ЧП в Казахстане из-за пандемии коронавируса. Тогда в валютный рынок было влито $1 млрд 487,6 млн. Затем в порядке убывания следуют сентябрь ($231,9 млн), февраль ($94,8 млн) и октябрь ($91,3 млн).

Но как выясняется из комментариев руководителей Нацбанка, эти интервенции были скорее верхушкой айсберга истинного их объема, без чего доллар уже давно штурмовал бы отметку в 500 тенге, а может и выше. Так, общий объем конвертаций валюты из Национального фонда для осуществления гарантированных трансфертов в бюджет в ушедшем году составил порядка $9 млрд 50 млн.

Нацбанку помогло и то, что по поручению главы государства суммарный размер трансфертов был увеличен с 2,07 до 4,77 трлн тенге, то есть более чем на $6 млрд.

Другое поручение – по обязательной продаже части валютной выручки субъектами квазигосударственного сектора на валютном рынке – вылилось в дополнительный приток порядка $2,1 млрд.

Жесткое регулирование рынка

Активность на внутреннем валютном рынке ограничивалась Нацбанком и сугубо административными методами. В марте ввели норму о пороговой сумме при покупке безналичной валюты — $50 тысяч. Также появилось требование по использованию приобретенной инвалюты на заявленные цели в течение 10 рабочих дней и обратной ее продажи в случае неиспользования.

На рынке наличной валюты для снижения спекулятивной активности установили пределы отклонения курса покупки/продажи валюты для обменных пунктов. Но при этом для безналичных операций, которые могут проводить банки в отличие от обменных пунктов, такие пределы не вводились. Кроме того, небанковские обменники вообще были закрыты на некоторое время, а потом работали по сокращенному графику.

Тем не менее практически до конца 2020 валютные активы Нацбанка стагнировали. Ведь помимо интервенций на внутреннем рынке ему приходилось выплачивать госдолг в объеме $1,4 млрд. Но в декабре значительно выросли средства на валютных счетах банков второго уровня в Нацбанке – на $2,6 млрд. Поступила валюта от налоговых компенсаций, полученных от консорциума, работающего на Карачаганаке ($1,3 млрд), и по линии займа Азиатского банка развития — 0,9 млрд евро.

В итоге за последний месяц ушедшего года валютные активы Нацбанка увеличились на 15,2%, или на $1 млрд 593 млн. С начала года прирост составил 19,9%, или $2 млрд 9 млн. Увы, но радоваться особо нечему, так как сейчас эти активы поднялись лишь до уровня лета 2006 года.

Кроме того, после перечисления в бюджет средств, полученных от Карачаганского консорциума и АБР, а также вывода валюты банками со счетов в Нацбанке

размер валютных активов вновь значительно уменьшится

Активы Нацбанка в СКВ, млн долларов США на конец периода

Парадокс роста

Более значительным источником пополнения международных резервов Нацбанка стала его ставка на наращивание активов в монетарном золоте. Однако и этот источник не особо надежен. Активы в золоте в минувшем году снижались 5 месяцев (в марте, мае, сентябре, октябре и ноябре) из-за колебаний цен на мировом рынке. Тем не менее в декабре по золоту сложился прирост на 7,1%, или на $1 млрд 572 млн. С начала года – на 24,9%, или $4 млрд 707 млн.

В итоге общий объем золотовалютных резервов Нацбанка к концу минувшего года достиг $35 млрд 673 млн. То есть рост ЗВР составил 23,2%, или $6 млрд 715 млн. В том числе в декабре на 9,7%, или $3 млрд 165 млн.

Такой результат на фоне значительных потерь национальной экономики из-за пандемии коронавируса выглядит парадоксально. И это может указывать на нежелание государства наращивать поддержку бизнеса и населения в масштабах развитых стран.

Кроме того,

правительство и Нацбанк, похоже, всячески стараются сохранять благополучную макроэкономическую и монетарную статистику

Ведь за ней внимательно следят в Международном валютном фонде и рейтинговых агентствах.

Валовые международные резервы Нацбанка, млн долларов США на конец периода

Автор Тулеген Аскаров

Источник 365info.kz