IPO — это способ заработка для инвестора и частных компаний. Подробнее о том, как за счет IPO зарабатывают деньги и какие риски следует учитывать .

Кто выигрывает на IPO - LifeInsurance.kz

Желая увеличить свои денежные накопления, казахстанцы могут воспользоваться одним из видов инвестирования – IPO.

Под термином IPO (Initial Public Offering) следует понимать первичное размещение акций какой-либо компании на рынке ценных бумаг.

Это значит, что владелец или владельцы компании решают привлечь деньги в свое предприятие за счет инвесторов. Последние, покупая акции, получают долю участия в этой компании.

Как компании зарабатывают на IPO

Перед тем, как разместить свои акции, компания проходит процесс подготовки. Из закрытой частной компании она становится публичной и открытой.

Плюсы выхода на биржу для компании:

  • Рост стоимости компании для ее владельцев и акционеров.
  • Привлечение денег на максимально выгодных условиях.
  • Возможность покупать за привлеченные средства небольшие компании, а значит — расти.
  • Повышение узнаваемости бренда.

У открытости есть и свои минусы. Теперь компания должна предоставить информацию о своей деятельности широкому кругу людей, открыв доступ к документам и отчетности.

Но эти риски чаще всего оправданны, так как удается привлечь дополнительные денежные средства в компанию.

Прибыль и риски для инвестора

Частные инвесторы могут стать владельцами акций при IPO. Для этого через брокерские компании покупается определенное количество акций. Цена на эти акции при первичном размещении устанавливается заранее, в результате оценки компании. Но далее при торгах акции могут вырасти или стать дешевле.

Как видно на графике выше, в 2020 году рост акций компаний, вышедших на IPO, превышал 45% в первый же день.

То есть, если одна акция компании перед размещением оценивалась в 15 долларов США, то в первый же день она могла стоить уже 21,75 доллара. В результате, прибыль инвестора по акциям может достигать свыше 40%.

Однако акции могут и обесцениться как в первый день, так и после начала размещения на бирже.

При этом некоторые брокерские компании имеют так называемый локап-период – это время, в течение которого вы не можете продать купленные акции.

Этот период зависит от брокерской компании и может составлять от 14 до 180 дней.

То есть за это время акции могут подорожать, а потом стать дешевле начальной цены. В таком случае ваши инвестиции сократятся. Вы потеряете часть денег из-за снижения стоимости.

Аллокация

Также инвесторам следует учитывать, что количество акций, которые можно купить, зависит от так называемой аллокации.

Под аллокацией следует понимать то, сколько ценных бумаг данной компании вы сможете купить. Например, вы хотите купить 10 000 акций, которые были оценены в 15 долларов за каждую.

Если интересы покупателя представляет брокер, то клиент поинтересуется о размере аллокации.

То есть в заявке своему брокеру вы указали покупку акций компаний на IPO на сумму в 150 000 долларов. Но так как желающих купить много, вам будет доступен лишь определенный процент – это и есть аллокация.

Аллокация в 5% означает, что из вашей заявки на 10 000 акций на сумму 150 000 долларов США будет доступно лишь 500 акций на 7 500 долларов.

Вопрос повышения аллокации вне компетенции брокера, но он четко назовет ее размер.

А клиент, исходя из этих данных, примет решение об участии в данном первичном размещении ценных бумаг на бирже.

Чем ниже аллокация, тем больше средств нужно вложить при подаче заявки, чтобы получить большую прибыль. Но при этом растет и риск в случае удешевления акций.

Автор Марк Захаров

Источник nur.kz