Halyk Finance подвел итоги первого месяца работы своего мобильного инвестиционного приложения.
Пандемия коронавируса изменила пользовательские привычки людей во всем мире так, как не смогла цифровая трансформация за последний год. И казахстанцы не стали исключением в этом смысле. Теперь цифровые каналы помогают бизнесу не просто выстоять, но и развиваться, а физическим лицам изменить отношения со своими финансами. В соответствии с данным трендом на отечественном рынке стали появляться продукты, которые в этом помогают. Инвестиционная компания Halyk Finance запустила в декабре прошлого года мобильное приложение Halyk Invest. О том, как восприняли клиенты эту инновацию, рассказали председатель правления АО «Halyk Finance» Талгат Аюпов и управляющий директор компании по IT Асель Марченко.
Талгат, Асель, декабрь считается «низким сезоном» для многих отраслей. Расскажите, почему вы выбрали его для запуска Halyk Invest?
Талгат Аюпов: В финансовом секторе нет ярко выраженной сезонности, так что декабрь – вполне подходящее время для запуска новых проектов. Кроме того, в прошлом году сложились воедино сразу несколько факторов, которые привели к повышению актуальности развития брокерских услуг в формате онлайн.
В последние годы мы наблюдаем глобальные тренды по цифровизации и развитию дистанционных услуг, внедрение которых было значительно ускорено в прошлом году, вследствие пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничений. При этом рынок банковских услуг по сравнению с рынком ценных бумаг шагнул далеко вперед. Сейчас функционал большинства банковских мобильных приложений позволяет получить практически полный ассортимент финансовых услуг для среднестатистического розничного клиента, сводя до минимума необходимость посещать физические отделения банков. Сектор брокерских услуг в этом смысле немного отстал, клиенты до сих пор сталкиваются с необходимостью подписания договоров, клиентских приказов и других документов. Внедрение удобных онлайн-решений для доступа населения к рынку ценных бумаг позволит сократить этот разрыв.
Кроме того, в прошлом году была существенно оптимизирована регуляторная среда. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка совместно с профессиональными участниками рынка провели значительную работу по пересмотру профильного законодательства в целях упрощения доступа для клиентов к рынку ценных бумаг через брокеров, разработав соответствующие нормативно-правовые акты, которые вступили в силу 9 октября 2020 года. Одно из ключевых изменений - возможность для клиентов подписывать договор брокерского счета не только с помощью ЭЦП, но и посредством одноразовых SMS-паролей, при условии прохождения биометрической идентификации, и именно данная норма была использована нами при разработке процедуры открытия брокерского счета в приложении Halyk Invest.
Также немаловажно отметить, что в рамках борьбы с последствиями пандемии центробанки практически всех стран значительно понизили свои процентные ставки, и сейчас они находятся на исторических минимумах, что соответственно отразилось на ставках по банковским депозитам. Мы видим, что со стороны населения интерес к рынку ценных бумаг повышается, и он может быть конкурентной альтернативой традиционным инструментам инвестирования.
Асель Марченко: Сейчас речь идет об изменении потребностей и запросов конечных пользователей финансовых услуг. Когда пользователи получают услугу через eGov онлайн, когда банковские услуги доступны в режиме онлайн, это распространяется и на другие секторы финансового рынка и приводит к тому, что формат предоставления брокерских услуг тоже трансформируется. И те участники рынка, которые первыми запустят цифровые продукты, будут находиться в более выгодном положении. По результатам первого месяца работы мобильного приложения мы видим, что спрос на дистанционные каналы в сфере инвестиций довольно высок.
И каковы первые результаты?
Талгат Аюпов: За месяц через Halyk Invest открыто свыше 2700 брокерских счетов, среднемесячное количество операций наших клиентов выросло в 8,5 раза, а их сумма увеличилась в 2,5 раза. Чтобы понять масштаб, скажу, что на сегодняшний день количество всех открытых счетов физических лиц в Центральном депозитарии составляет около 130 000, из них около 17 000 было открыто за весь 2020 год. Это значит, что потенциальный спрос в сфере инвестиций сейчас намного выше реализованного, вопрос был лишь в предоставлении клиентам удобного инструмента для входа на фондовый рынок. Теперь такой инструмент у них есть.
Мы сейчас говорим только о приложении для iOS?
Талгат Аюпов: Да, изначально мы запустили приложение только для пользователей Apple, и тех результатов, о которых я говорил, мы достигли только на платформе iOS. В ближайшее время мы начнем активное продвижение приложения на Android, и, с учетом большей популярности в Казахстане Android-устройств, мы прогнозируем существенный рост как по открытиям брокерских счетов, так и по объему операций.
Правильно ли я понимаю, что ваше приложение ориентировано на массовую розницу?
Талгат Аюпов: Да, при разработке мы старались ориентироваться на масс-маркет. Понятно, что рынок ценных бумаг — это специфическая отрасль, которая требует определенного уровня знаний и экспертизы. Но наша команда приложила все усилия для того, чтобы сделать работу приложения максимально удобной для начинающих инвесторов. Я думаю, что у нас это получилось. Наша цель заключается в том, чтобы приложение было интуитивно понятным и удобным для большей части клиентов, вне зависимости от опыта инвестирования.
А опытных инвесторов, у которых уже есть привычный формат работы на фондовом рынке, Halyk Invest может чем-то привлечь?
Талгат Аюпов: Есть инструментарий, который будет полезен и этой категории инвесторов, которым мы планируем обогатить Halyk Invest. Речь идет о таких операциях, как торговля валютами, облигациями, операции репо, робо-эдвайзинг. Этот функционал появится в приложении в ближайшее время.
Асель Марченко: Мы хотим предложить нашей целевой аудитории попробовать альтернативу классическим сберегательным инструментам. И, по нашей оценке, порядка 80% нашей целевой аудитории будут полностью удовлетворены уже существующим функционалом Halyk Invest, которого вполне достаточно для того, чтобы сделать первый шаг и начать инвестировать. У 20% клиентов, как правило, более сложные запросы, которые требуют больше времени на техническую реализацию, но и для них в будущем мы предложим необходимые функциональные возможности.
Установлен ли минимальный порог для открытия счета, чтобы работать с приложением?
Талгат Аюпов: Порога как такового нет, можно начать работать с суммой, достаточной для покупки одной акции.
С какими инструментами можно работать через приложение и к каким площадкам есть доступ через него?
Талгат Аюпов: К Казахстанской фондовой бирже и к бирже Astana International Exchange. Что касается инструментов, то пока речь идет об акциях, ПИФах и индексных фондах, листингованных на этих площадках. В ближайшее время инструменты пополнятся облигациями и еврооблигациями. Кроме того, сейчас мы заканчиваем работу по предоставлению нашим клиентам доступа к международным рынкам, в первую очередь к американским и европейским. Клиентам доступен просмотр котировок в режиме реального времени, возможность осуществлять торговые операции в несколько кликов, анализ доходности инвестиционного портфеля.
Будут ли эксперты Halyk Finance проводить образовательные курсы для пользователей приложения, чтобы взращивать их как инвесторов?
Талгат Аюпов: Если говорить о возрастной оценке нашей аудитории пользователей приложения, то ее ядро – это люди в возрасте до 39 лет. Большинство из них являются начинающими игроками на фондовом рынке, поэтому одной из наших задач является повышение уровня их инвестиционной грамотности. У нас есть планы по размещению в приложении образовательных материалов, а также проведению онлайн-сессий для наших клиентов.
А есть ли в приложении аналитика, которая позволит прогнозировать доходность по фининструментам?
Талгат Аюпов: Прогнозирование – достаточно специфический момент, понятно, что можно обоснованно предположить, но не гарантировать, что у того или иного инструмента существует определенный потенциал роста. В приложении доступны инвестиционные рекомендации нашей команды аналитиков, отраслевые обзоры, а также доступ к финансовой новостной ленте, что позволит пользователю иметь достаточный объем информации для принятия решения по покупке того или иного финансового инструмента.
Получается, что приложение дает не только возможность инвестировать, но и бесплатно получать ценные знания об инвестировании.
Талгат Аюпов: Да, мы постарались встроить в приложение именно те услуги, которые будут максимально полезны клиентам, в том числе и аналитическую поддержку.
И само приложение бесплатное, верно?
Талгат Аюпов: Да. Комиссии будут взиматься только за совершение операций.
Может быть, есть какие-то привлекательные условия по комиссиям для тех, кто будет пользоваться приложением?
Талгат Аюпов: В этом году мы уже снижали комиссии, как раз в рамках подготовки приложения к запуску. Кроме того, при запуске приложения мы временно обнулили комиссии за торговлю на местных рынках – KASE и AIX, а также в качестве приветственного бонуса дарим каждому новому клиенту 20 акций АО «Народный Банк Казахстана». Я думаю, что интересные акции и приятные сюрпризы для наших пользователей будут постоянным атрибутом Halyk Invest.
А чем ваше приложение отличается от аналогов?
Талгат Аюпов: Функционал, который мы предлагаем – а это полностью дистанционное открытие брокерского счета клиента, быстрые пополнения и снятия со счета, управление инвестиционным портфелем в режиме реального времени – именно такого сочетания сейчас на рынке нет ни у кого.
Асель Марченко: Мы живем в очень интересное время. Условно существует несколько категорий клиентов, например те, которые привыкли пользоваться только традиционными каналами управления своим капиталом, и они не хотят никакого онлайна. Есть гибридные клиенты, которые умеют пользоваться как традиционными, так и цифровыми каналами, они пойдут в тот канал, который им удобен в определенный момент времени. Третья категория – те, кто выбирает только онлайн-каналы. Это молодые люди, которые уже платежеспособны, но для них даже просто позвонить в колл-центр означает испытать неудобство и потратить личное время. Вот эта часть аудитории – наши потенциальные клиенты, которых с каждым годом будет становиться все больше, и наша цель – предоставить им удобный онлайн-инструмент для инвестирования и управления своим капиталом.
- Талгат, Асель, спасибо за интервью!
Автор Ксения Бондал
Источник kapital.kz