Белый дом и ЦБ договорились о подготовке финансового сектора к инвестбуму.
Белый дом и Банк России договорились о перенастройке финансового рынка ради обеспечения притока инвестиций в экономику. Для этого власти намерены создать новые инструменты финансирования и скорректировать инвестиционные режимы для привлечения широкого пула инвесторов — всего в планах правительства и ЦБ более 30 мероприятий до 2024 года. Ожидается, что меры обеспечат потенциальным инвесторам возможность вложений до 10 трлн руб. ежегодно. Экспертное и деловое сообщества оценивают инициативы положительно, но настаивают на доработке отдельных норм, в том числе из-за рисков для корпоративного управления. Правительство и ЦБ обещают при необходимости донастраивать механизмы в рабочей группе, которая будет работать как консультативный орган.
Как выяснил “Ъ”, правительство и ЦБ утвердили «дорожную карту» по повышению доступности финансирования для инвестпроектов. Соавтором документа является Минэкономики, которое также выступает одним из ответственных исполнителей документа. Концепцию привлечения финансового рынка к капвложениям в Белом доме представили в марте, тогда в проект вошли 32 мероприятия, предусматривающие запуск новых финансовых инструментов и снятие избыточных ограничений для привлечения к инвестициям более широкого круга инвесторов (банков, страховых компаний, физлиц). Документ был разослан на согласование как в ведомства (ЦБ, Минфин, ФАС и др.), так и в бизнес-объединения.
С тех пор документ, как и рассчитывали в правительстве, претерпел ряд уточняющих правок.
Так, власти отказались от идеи привлечения инвестиций за счет предложения утилитарных цифровых прав с использованием инвестплатформ (де-факто речь идет о возможности привлечения инвестиций под оформленную надлежащим образом идею). При этом законом такая возможность предусмотрена с 2020 года, однако до сих пор не урегулированы вопросы их налогообложения — предполагалось, что Минфин, Минэкономики и ЦБ обеспечат поправки к 2023 году. Остальные корректировки плана связаны со сдвигом сроков реализации отдельных пунктов: в частности, правительство опережающими темпами уже упростило требования к получателям синдицированных кредитов в рамках «фабрики проектного финансирования» (см. “Ъ” от 11 мая).
Концепция же документа сохранилась.
Так, план предусматривает развитие долевых (акционерных соглашений, привлечения средств за счет биржевых и краудинвестинговых платформ), долговых (расширение круга инвесторов в рамках соглашений о защите и поощрении капвложений — СЗПК) и «гибридных» инструментов (конвертируемые облигации, договоры конвертируемого займа). Для привлечения к финансированию проектов новых инвесторов власти предлагается смягчить требования к инвесттовариществам, а также вовлечь в участие в организуемом Белым домом инвестбуме физлиц (за счет повышения потолка для инвестсчетов, см. “Ъ” от 22 марта).
Напомним, что донастройка финансовой системы понадобилась правительству для перезапуска инвестцикла: к 2030 году объем инвестиций должен вырасти на 70% по сравнению с 2020 годом (20,1 трлн руб.). При этом власти указывали, что в условиях бюджетной консолидации рост должны обеспечить именно частные капвложения. Для их стимулирования правительство уже развернуло систему поддержки (СПИК 2.0, СЗПК, инвестстандарты в регионах и меры дерегулирования). Развитие финансовых инструментов, по оценкам правительства, обеспечит рост вложений в инвестпроекты до 9–10 трлн руб. ежегодно, что в полтора раза больше показателей 2020 года.
Эксперты и бизнес положительно оценивают перспективы вовлечения финансового рынка в инвестбум.
«Это, пожалуй, первый за всю новую историю системный подход к созданию механизмов и стимулов для вовлечения и поддержки инвестиционной активности частного бизнеса с учетом сложившихся в стране реалий инвестклимата»,— признает глава набсовета Мосбиржи Олег Вьюгин. С ним согласен директор Prosperity Capital Management Александр Бранис, хотя он призывает учесть особенности корпоративного управления в публичных акционерных обществах. «Для них недопустимо увеличивать разрешенную долю привилегированных акций в уставном капитале, иначе возможен конфликт интересов, когда лицо с минимальным объемом инвестиций в компании сможет остаться ее контролирующим акционером»,— говорит эксперт.
Как пояснил “Ъ” глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, союз активно участвовал в подготовке «дорожной карты». «Многие наши предложения по совершенствованию инвестиционной инфраструктуры были учтены. Но есть и ряд мер, которые не вошли в "дорожную карту", в частности в налоговой сфере, например в сфере цифровых финансовых активов. В дополнительном обсуждении нуждается идея создания третейского суда по ГЧП»,— добавляет он.
Отметим, что власти готовы к корректировке плана при необходимости — этим займется рабочая группа под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова и главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной. При этом предполагается, что рабочая группа станет консультативным органом.
Автор Диана Галиева
Источник kommersant.ru