Как выход Нацбанка из финансирования государственных программ повлияет на банковский сектор, рассказали в АФК.
В начале текущего года между правительством, Национальным банком и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) было подписано Соглашение о координации мер по макроэкономической политике на 2021-2023 годы, в котором предусмотрен выход Нацбанка с 2023 года из финансирования государственных программ. Однако финансирование по отдельным программам планируется завершить уже до конца 2021 года, передает корреспондент редакции.
С учетом снижения влияния кризиса на экономику, важно обеспечить постепенный выход государства из программ кредитования, уступая место рыночным принципам, отметила на недавнем саммите CFO председатель АРРФР Мадина Абылкасымова. Правительством, в свою очередь, будет рассмотрена возможность перехода от прямого финансирования на гарантирование кредитных рисков субъектов предпринимательства, сообщила глава финрегулятора.
Тем временем возникает вопрос: смогут ли банки кредитовать в полной мере бизнес и население без субсидируемой государством ставки вознаграждения и привлеченного льготного финансирования, насколько в этой связи упадут их процентные доходы, а значит снизится прибыльность в целом всего банковского сектора?
По мнению первого заместителя председателя Совета Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Ирины Кушнаревой, влияние государственных программ на деятельность банков значительно преувеличено. Для объективной оценки достаточно просто сравнить объемы государственных программ и общий ссудный портфель сектора, считает она.
«Кроме того, ссудный портфель в силу разных причин составляет сейчас менее 50% от активов банков. Если же посмотреть на структуру доходов в целом по сектору, то процентные доходы по требованиям к клиентам составляют менее 10% от общей суммы доходов банков. Поэтому перспективу поэтапного выхода Нацбанка из государственных программ нужно оценивать применительно к реальному сектору экономики, а не к банкам», - обращает внимание зампред АФК.
Вместе с тем она признает, что в результате государственных программ с процентной ставкой ниже уровня инфляции общее восприятие справедливой ставки вознаграждения и условий кредитования значительно искажено. Таким образом, сокращение объемов дешевых кредитов может сказаться на спросе на кредитные ресурсы.
И тут есть две стороны – позитивная и негативная, замечает Ирина Кушнарева.
С позитивной, во-первых, расширять производство и кредитоваться будут только эффективные предприятия, финансовая модель которых «выдерживает» финансирование по рыночным ставкам. Во-вторых, для среднего и крупного бизнеса станет актуальным привлечение дополнительного капитала на фондовом рынке или у стратегических инвесторов, что сделает этот бизнес более прозрачным и устойчивым, поясняет она.
«С негативной стороны, более слабому малому бизнесу будет сложнее развиваться и переходить в средний, что и так уже является проблемой нашей экономики. Согласно статистике, даже без учета проблем бизнеса в прошлом и текущем году, количество активных средних предприятий в экономике не растет, например, в 2017 году было 2609 предприятий, в 2019 году – всего 2620», - констатирует заместитель председателя Совета Ассоциации финансистов Казахстана.
В то же время никто не говорит о прекращении любой финансовой поддержки бизнеса, но государственные программы должны финансироваться за счет бюджета, а не эмиссии, поэтому с выходом Национального банка не произойдет никаких критических изменений, - резюмирует она.
Между тем президент страны неоднократно поднимал вопрос о том, что казахстанские банки несильно стремятся кредитовать реальный сектор экономики. Взамен этого они наращивают объемы потребительского кредитования и размещают привлеченные средства на фондовом рынке. Не приведет ли вывод госпрограмм к полному прекращению кредитования реального сектора?
По кредитованию бизнеса в банках уже предлагаются разнообразные продукты, ориентированные на размер предприятий и отрасль, в которой они работают, кроме того, активно внедряются цифровые решения, комментирует Ирина Кушнарева.
«Безусловно, есть еще внутренние вопросы сектора, которые нужно решать, но вопрос не в специальных программах, а в ошибочных стереотипах о недоступности рыночного кредитования для устойчивых и финансово состоятельных компаний», - объясняет она.
В целом, по ее словам, корпоративное кредитование не должно расти произвольно или директивно. Здоровый рост кредитования соответствует уровню кредитного риска и темпам роста экономики, иначе высокие темпы кредитования только создадут дополнительные риски для системы, уверена заместитель председателя АФК. Поэтому постепенное сокращение государственных программ кредитования, восстановление экономической активности, предпринимательской инициативы, рост доходов населения приведут к сбалансированной экономике и устойчивому финансовому рынку.
Какие госпрограммы начнут в первую очередь выводить из банков и в какой срок? Насколько они показали свою эффективность?
По Соглашению между правительством и Национальным банком планируется завершение финансирования Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы в декабре этого года, Программы льготного кредитования субъектов предпринимательства с января 2022 года, как и было предусмотрено этими программами.
Одновременно будет разрабатываться 5-летняя Дорожная карта по поэтапному прекращению государственной поддержки субъектов предпринимательства с определением триггеров и объемов финансирования, объяснила Ирина Кушнарева. Все текущие программы, предусматривающие субсидирование, включая ДКБ-2025, будут выполняться в соответствии с их условиями, уточнила она.
«Безусловно, Программа льготного кредитования Национального банка поддержала предпринимателей в период кризиса, когда потребность в оборотном капитале была очень высокой. Также остается востребована программа «Экономика простых вещей» и, конечно, ДКБ-2025. На мой взгляд, было бы эффективным провести ревизию всех многочисленных отраслевых программ, особенно в сфере АПК, и унифицировать их условия, чтобы информация о формах и условиях поддержки была доступна и понятна предпринимателям», - считает замглавы АФК.
При этом мнения экспертов по поводу того, как закрытие программ «7-20-25» и «Баспана хит» скажется на рынке ипотечного кредитования, расходятся. К тому же остается открытым вопрос: будет ли интересно банкам внедрять собственные ипотечные программы, в то время как Отбасы банк утвердит за собой статус единственного монополиста в этом секторе?
Как недавно подтвердил Казахстанский фонд устойчивости, реализация программы «7-20-25» будет осуществляться до достижения утвержденного лимита в 1 трлн тенге без ограничения срока, пока по ней освоено чуть более 30%, напомнила Ирина Кушнарева. Программа «Баспана хит» будет действовать до лимита 600 млрд тенге, уже освоено около 80%.
«Банки второго уровня уже предлагают схожие с «Баспана хит» условия кредитования, поэтому дальнейшее финансовое стимулирование ипотеки со стороны государства, видимо, не потребуется. С точки зрения регулирования, было бы правильным дать возможность реализовать продукт жилищных строительных сбережений не только в государственном банке, но и в банках второго уровня», - говорит зампред АФК.
В свою очередь Отбасы банк как государственный финансовый институт реализовывает систему жилищных строительных сбережений и также предоставляет доступные программы ипотечного кредитования, в том числе и для социально уязвимых слоев населения, уточняет она. В целом государственная жилищная политика по обеспечению населения жильем будет реализовываться Отбасы банком, заключает Ирина Кушнарева.
Напомним, что программы «7-20-25» и «Баспана Хит» были разработаны для обеспечения жильем казахстанцев с доступными условиями ипотечного кредитования. При этом последняя упомянутая программа не является государственной.
Автор Меруерт Сарсенова
Источник kapital.kz