Какие меры по защите потребителей уже действуют и внесение каких поправок обсуждают , сообщает kapital.kz .
В Правилах предоставления микрокредитов электронным способом, в которые были внесены изменения финрегулятором в конце 2022 года, прописаны меры по защите прав потребителей финансовых услуг.
Согласно пункту 15 Правил, в случае обнаружения несанкционированного доступа к информации, составляющей тайну предоставления микрокредита, ее несанкционированного изменения, осуществления несанкционированных действий со стороны третьих лиц, организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность, в течение 2 рабочих дней принимает меры для устранения причин и последствий таких действий. Также она в течение одного рабочего дня информирует об этом клиента и уполномоченный орган.
Организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность, – это микрофинансовая организация (МФО), кредитное товарищество, ломбард, осуществляющие деятельность по предоставлению микрокредитов.
Пострадавшим от действий мошенников гражданам необходимо обратиться в отделение полиции с заявлением, которое должно быть зарегистрировано.
На основании постановления о признании заемщика потерпевшим, представленного правоохранительными органами, не позднее 3 календарных дней организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность:
- прекращает взыскание задолженности и претензионно-исковую работу по микрокредиту клиента;
- вносит корректировки в кредитную историю клиента в кредитных бюро, а именно устраняет записи о наличии задолженности по микрокредиту.
Что касается списания задолженности клиента по микрокредиту, оформленному мошенническим способом, то данное решение принимается организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность. Однако по такому микрокредиту должно быть представление или постановление правоохранительных органов или вступившее в законную силу решение суда, принятое по обращению МФО, кредитного товарищества или ломбарда.
Такой же порядок в отношении банковских займов, оформленных мошенническим способом, разрабатывает Агентство по регулированию и развитию финансового рынка.
В декабре 2022 года финрегулятор опубликовал новость о размещении проекта изменений в «Правила предоставления банковских услуг и рассмотрения банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обращений клиентов, возникающих в процессе предоставления банковских услуг» на портале открытых нормативных правовых актов для публичного обсуждения.
Проект разработан Агентством по регулированию и развитию финансового рынка для раскрытия банками при рекламировании своих кредитных продуктов полной информации о займах и об ответственности заемщиков за несвоевременное исполнение своих обязательств по кредиту, а также усиления работы со стороны банков по своевременному реагированию на факты оформления фиктивных займов мошенническим способом.
Отдельный блок поправок посвящен мерам, направленным на защиту заемщиков и связанным с оформлением банковских займов мошенническим способом.
Для защиты заемщиков, пострадавших от мошенников, регулятором предлагается внести следующие изменения в законодательство:
- приостановление начисления банком вознаграждения по займу и прекращение претензионно-исковой работы не позднее 3 календарных дней при внесении правоохранительными органами представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению уголовного правонарушения;
- принятие банком решения о списании задолженности клиента и внесение корректировок в кредитную историю клиента по решению суда, подтверждающего факт неполучения клиентом займа.
Таким образом, поправки позволят приостанавливать взыскание долга в период проведения правоохранительными органами следственных мероприятий, а также будут способствовать урегулированию фиктивной задолженности, оформленной на заемщиков банков второго уровня.
Источник kapital.kz