В апреле наша публикация о том, какая странная ситуация сложилась вокруг возврата некоторыми банками государственной помощи, которую они получили на нерыночных условиях вызвала значительный резонанс , сообщает exclusive.kz .
Еще ранее редакция уже писала о том, Агентство финнадзора решило запретить банкам выплачивать дивиденды своим акционерам из тех денег, которые государство, а точнее мы с вами, дали на их «оздоровление». Правда, оно сделало это на крайне щадящих условиях, обязав платить дивиденды только с 50% прибыли, полученной без использования госсредств, что должен был подтвердить международный аудитор и только после согласования с регулятором.
Тогда так и осталось не ясным, почему банк, который получил и не вернул государственные деньги, отдает прибыль своим акционерам, а не государству. Учитывая то, что не вся прибыль может быть направлена на выплату дивидендов, ограничение в 50% по сути ничего не меняло. А во-вторых, как отделить прибыль, полученную «без использования…» государства от прибыли, заработанной ими самими? Даже аудиторы, которые в своей международной практике никогда с подобным не сталкивались, отнеслись к идее скептически. И наконец, по каким критериям АРРФР решает – кому разрешить выплату дивидендов, а кому запретить?
После широкой критики Агентство финнадзора опубликовало новую версию проекта постановления об ограничении выплаты дивидендов, предложив платить дивиденды только с той суммы, которая превышает прибыль от использования госсредств. То есть методика немного поменялась, но суть дела осталась той же – деньги государству не вернутся. Они будут использоваться и генерировать прибыль, с которой акционеры банков будут продолжать получать дивиденды.
А деньги государству сегодня оказались бы весьма кстати.
В конце марта глава АРРФР Мадина Абылкасымова озвучила, каким банкам помогла власть в 2017 году. Ими оказались Евразийский банк, ЦентрКредит, Нурбанк, Bank RBK, а также АТФБанк и Цеснабанк (которые были объединены с Jusan Bank). Помимо этого, средства господдержки сохраняются на балансе у Halyk Bank, в результате сделки, которая произошла по приобретению Казкоммерцбанка.
После этого АРРФР опубликовало новый проект постановления по дивидендам. Теперь вообще не надо согласовывать с АФР выплату дивидендов. Другими словами, достаточно разово вернуть часть госпомощи в размере доли полученного дисконта (доход от получения льготных средств) от государственных средств в капитале (не менее 10%, но не более 66%). Это замечательная привилегия для этих банков, которой мало кто может похвастаться.
При этом АФР заявил, что все эти изменения не коснуться ForteBank, хотя он получал госпомощь через облигации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Это странно, поскольку НПА прямо содержит указание, что под государственными средствами имеются в том числе средства субъектов квазигосударственного сектора, по которым имеется доход от первоначального признания и (или) изменения условий обязательств, включая изменение процентной ставки, суммы, вида и (или) срока долгового инструмента. Это есть и в Законе, согласно которому пишется проект НПА.
Наше издание получило официальный ответ от регулятора, который мы считаем нужным привести полностью:
«В соответствии с пунктом 3-2 статьи 16 Закона о банках Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», банк, для обеспечения финансовой устойчивости и (или) оздоровления которого используются средства государственного бюджета, Национального фонда РК, Национального Банка РК и (или) его дочерних организаций, в период с момента принятия решения о предоставлении средств государственного бюджета, Национального фонда, Национального Банка и (или) его дочерних организаций и до полного исполнения банком обязательств по возврату полученных средств распределяет прибыль, начисляет дивиденды по простым и (или) привилегированным акциям и (или бессрочным) финансовым инструментам, а также проводит обратный выкуп собственных акций при соблюдении условий, предусмотренных нормативным правовым актом уполномоченного органа.
В целях реализации данной нормы принято постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 27 апреля 2023 года №21, зарегистрированное в Министерстве юстиции Республики Казахстан 4 мая 2023 года №32430 (далее – Постановление).
Постановлением определен перечень доходов от использования государственных средств, которые подлежат вычету из прибыли банка, и оставшаяся после данного вычета прибыль банка может быть направлена на выплату дивидендов по акциям банка при обязательном соблюдении установленных проектом постановления условий.
Банки смогут выплачивать дивиденды в зависимости от доли доходов, полученных в результате государственной поддержки, в капитале банков.
Если капитал банков в полном объеме сформирован в результате оказания государственной поддержки (значение капитала отрицательное после вычета дохода от государственной поддержки), то банки не смогут распределять прибыль на дивиденды. В случае наличия положительного капитала, банки смогут выплачивать дивиденды только после вычета доходов от государственной поддержки. То есть, банки будут распределять на дивиденды операционную прибыль, очищенную от доходов от государственной поддержки за соответствующий период.
Обязательным условием для выплаты дивидендов и (или) проведения обратного выкупа собственных акций является частичный досрочный возврат государственных средств в размере доли дохода от господдержки в капитале банка от размера выплачиваемых дивидендов и (или) проведения обратного выкупа собственных акций, но не менее 10% и не более 66%.
Данное условие предполагает, что банк при каждом принятии решения о выплате дивидендов при соответствии всем условиям должен будет обеспечить досрочный возврат государственных средств в установленном Постановлением размере, а следовательно, не носит разовый характер.
Таким образом, утверждение о достаточности один раз осуществить досрочный возврат государственных средств, не соответствует действительности.
По вопросу вычета обязательств по отложенному корпоративному подоходному налогу
Если обратиться к понятийному ряду международного стандарта финансовой отчетности, то существует стандарт МСФО 12 – «Налоги на прибыль». Согласно него отложенные налоговые обязательства – это суммы налогов на прибыль, подлежащие уплате в будущих периодах в отношении налогооблагаемых временных разниц.
Учитывая, что банками получен доход от государственных средств в виде разницы между номинальной и справедливой стоимостью государственных средств, соответственно, необходимо учитывать налоговые обязательства банков, возникшие в связи с получением дохода.
По АО «Фонд проблемных кредитов» (далее – Фонд)
Фонд был создан в 2012 году в целях выполнения стратегической задачи по улучшению качества ссудного портфеля в банковской системе.
В целях улучшения качества кредитных портфелей банков второго уровня путем выкупа неработающих активов и вовлечения в экономический оборот неработающих активов посредством их оздоровления и реализации, Фондом были приобретены проблемные активы системообразующих и крупных банков. При этом возвратность займов, приобретенных Фондом, зависит от результатов работы Фонда по их оздоровлению либо взысканию.
Единственным акционером Фонда является Правительство Республики Казахстан.
По АО «Forte Bank»
С 1 января 2023 года в соответствии с пунктом 3-2 статьи 16 Закона о банках введено ограничение на распределение прибыли банками, которым оказана государственная поддержка для оздоровления.
Так, в соответствии с пунктом 3-2 статьи 16 Закона о банках, банк, для обеспечения финансовой устойчивости и (или) оздоровления которого используются средства государственного бюджета, Национального фонда Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и (или) его дочерних организаций, в период с момента принятия решения о предоставлении средств государственного бюджета, Национального фонда Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и (или) его дочерних организаций и до полного исполнения банком обязательств по возврату полученных средств распределяет прибыль, начисляет дивиденды по простым и (или) привилегированным акциям и (или бессрочным) финансовым инструментам, а также проводит обратный выкуп собственных акций при соблюдении условий, предусмотренных нормативным правовым актом уполномоченного органа.
Учитывая, что у АО «ForteBank» отсутствуют государственные средства, полученные для обеспечения его финансовой устойчивости и (или) оздоровления, в соответствии с пунктом 3-2 статьи 16 Закона о банках, ограничения на АО «ForteBank» не распространяются.
Источник exclusive.kz