В рамках соблюдения информационной и кибербезопасности Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) установлены отдельные требования к обеспечению информационной безопасности как для банков, так и для микрофинансовых организаций. В нормативных правовых актах АРРФР определены требования к защите информации в информационных системах, на интернет-ресурсах и в мобильных приложениях финансовых организаций, которые не позволяют мошенникам снять деньги или оформить кредит на клиента без непосредственного участия самого клиента , сообщает prodengi.kz .
«Эффективность информационной защиты казахстанских банков не позволяет злоумышленникам напрямую похищать денежные средства с банковских счетов, без ведома их владельцев. Это привело к росту преступлений посредством мошеннических схем с использованием дистанционных услуг и вовлечением клиентов финансовых организаций. Самым распространенным методом мошенничества является использование социальной инженерии для внедрения вирусов или программ удаленного управления на устройства граждан. Таким образом, мошенники получают возможность выполнять практически любые операции от имени граждан, когда те даже не подозревают о происходящем», - сообщается в релизе регулятора.
В рамках Дорожной карты по реализации механизмов противодействия кредитному мошенничеству, ориентированной на защиту клиентов, агентством усилены требования к безопасности применения программного обеспечения для оказания дистанционных услуг – мобильных приложений и сайтов банков и микрофинансовых организаций.
В целях повышения безопасности дистанционных финансовых услуг в октябре 2023 года разработаны и утверждены поправки в нормативные правовые акты по усилению требований к банкам и микрофинансовым организациям, оказывающим такие услуги.
Все банки и микрофинансовые организации для своих мобильных приложений и сайтов должны осуществить ряд процедур, повышающих их безопасность. Так, до ввода в эксплуатацию программного обеспечения потребуется проведение анализа безопасности его исходного кода и устранение выявленных недостатков. Для критически важных операций, связанных с осуществлением переводов и платежей, введена обязательная биометрическая идентификация клиента. Кроме того, мобильные приложения будут блокировать оказание дистанционных услуг, в случае обнаружения признаков нарушения защитных механизмов операционной системы или обнаружения удаленного управления устройством клиента. Также усилены требования к обратной связи мобильного приложения с клиентом, т.е. требуется дополнительное информирование клиента по критичным действиям.
Дополнительно, с целью повышения уровня информационной безопасности на финансовом рынке агентство осуществляет регулярные контрольные и надзорные мероприятия. В течение 2023 года АРРФР проведены 6 проверок на основе оценки степени риска, 14 документальных проверок в отношении финансовых организаций на предмет соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан в области информационной безопасности, рисков информационной безопасности и рисков информационных технологий. По итогам проведенных проверок применены 16 письменных предписаний в отношении субъектов финансового рынка с целью устранения выявленных нарушений.
«В настоящее время отсутствует достаточный механизм воздействия на финансовые организации в случае несоблюдения требований по кибербезопасности. В этой связи, разработан проект внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан, предусматривающий штрафные санкции в сфере информационной безопасности по 14 пунктам. Данный проект находится на этапе согласования в государственных органах. Применение административных мер позволит повысить качество соблюдения законодательных требований в части информационной безопасности и обеспечения кибербезопасности физических и юридических лиц при использовании банковских услуг», - заключили в пресс-службе регулятора.
Источник prodengi.kz