Мошенники регулярно придумывают новые схемы обмана и модернизируют старые. По подсчетам Сбербанка, в 2023 году объем хищений злоумышленниками у граждан составил 19 млрд рублей (против 14,2 млрд рублей в 2022 году). Какие уловки мошенники использовали в прошлом году , сообщает banki.ru .

Бесплатное фото Вид спереди мужской хакер, держа смартфон и кредитную карту

Фото: freepik.com

Перевод денег на «спецсчет»

Доля телефонного мошенничества составляет порядка 85%. Каждый день злоумышленники совершают до 8 млн звонков, представляясь сотрудниками Банка России, правоохранительных органов или финансовых организаций, и сообщают о попытке несанкционированного списания денег. Злоумышленники утверждают, что предотвратить хищение можно, назвав конфиденциальные данные карты, код из СМС-сообщения или логин и пароль для входа в мобильной банк.

В прошлом году аферисты предлагали своим жертвам спасти деньги с помощью перевода на «безопасный счет» (или «спецсчет»), средства с которого будут возвращены наличными в Центробанке. Человек получал СМС-сообщение с подтверждением записи на прием в ЦБ с официального номера. На самом же деле в приемную Банка России своих жертв записывали сами мошенники: для этого достаточно ввести инициалы, почту, номер телефона. Жертвы этого мошенничества лишились десятков миллионов рублей.

Важно! Настоящие сотрудники банков, ЦБ или правоохранительных органов не предлагают перевести деньги на какие-либо безопасные, специальные или резервные счета — таких счетов попросту не существует. Если вам позвонили из вашей финансовой организации и сообщили о несанкционированной операции, повесьте трубку и перезвоните в банк по официальному номеру.

Кража с помощью QR-кода

Еще одна схема с сообщением о несанкционированной операции якобы от имени банка. Разница в том, что здесь мошенники не просят назвать конфиденциальные данные карты или перевести деньги на «безопасный счет» — отменить списание или снятие наличных можно с помощью QR-кода, сгенерированного в мобильном банке. Ничего не подозревающий человек передает злоумышленникам QR-код, а те снимают с его счета деньги.

Дело в том, что в некоторых банках доступна функция снятия наличных без карты, по QR-коду — внедрялась она для того, чтобы снимать наличные в банкомате могли не только владельцы карты, но и люди, которым добровольно передан код. Работает технология так: владелец карты в приложении формирует код на конкретную сумму, передает получателю, тот сканирует код в банкомате, терминал выдает деньги. Аутентификация пользователя в мобильном приложении и формирование кода являются подтверждением операции. Вернуть деньги, украденные таким образом, не получится.

Важно! Не передавайте QR-код для снятия наличных посторонним людям, не храните его в смартфоне или в распечатанном виде.

Приложение с удаленным доступом

Осенью в оборот были введены модернизированные банкноты номиналом 1 000 и 5 000 рублей. Инфоповодом воспользовались мошенники — гражданам они сообщали об участившихся случаях подделки купюр и предлагали проверить подлинность денег с помощью приложения. Под видом такой программы злоумышленники присылали ссылку на приложение с удаленным доступом — после его установки на смартфон мошенники получали контроль над банковскими приложениями и кодами из СМС-сообщений.

Важно! Приложений, способных определить подлинность той или иной купюры, не существует — сделать это может экспертиза в коммерческом банке или Центробанке РФ.

Не устанавливайте на смартфон непроверенные, неофициальные программы.

Не переходите по ссылкам от неизвестных отправителей, они могут содержать вредоносное программное обеспечение или вести на фишинговый сайт.

Письмо из Центробанка

В этой схеме мошенники сначала письменно приглашали граждан на прием в Центробанк. В качестве отправителя указывали адрес ЦБ (с помощью специальной программы по подмене адреса), а к получателю обращались по имени, сообщали время и место приема. Через некоторое время аферисты связывались с потенциальной жертвой и под разными предлогами просили:

  • назвать конфиденциальные данные карты;
  • продиктовать код из СМС-сообщения;
  • перевести деньги на «безопасный» счет;
  • назвать логин и пароль для входа в онлайн-банк.

Важно! Сотрудники Центробанка России не рассылают приглашения на прием, а также не просят назвать персональные банковские данные или перевести деньги на «безопасный» счет.

Что делать, если вы назвали мошенникам конфиденциальные данные карты

  • В первую очередь следует заблокировать карту. Быстрее всего это можно сделать в мобильном приложении, а также по телефону горячей линии банка.
  • Деньги со счета отправителя на счет получателя не всегда зачисляются моментально. Дело в том, что закон разрешает банкам проводить трансакции в течение трех дней. Если деньги еще не отправлены, перевод можно аннулировать и вернуть средства — для этого необходимо подать в свой банк соответствующее заявление. Обратите внимание! Финансовая организация не обязана компенсировать украденные средства, если клиент добровольно передал третьим лицам данные карты/логин и пароль для входа в онлайн-банк/перевел мошенникам деньги/установил приложение с удаленным доступом.
  • Если злоумышленники успели похитить деньги, обратитесь с заявлением в правоохранительные органы. Поменяйте пароль для входа в мобильный банк.
  • Перевыпустите карту, данные которой знают мошенники (в зависимости от банка за услугу может взиматься плата).

Автор Елена Трегубова

Источник banki.ru