Финансовая практика компании «Яков и Партнеры» (бывшая McKinsey) выпустила сегодня аналитическое исследование потенциала цифрового рубля. Согласно выводам экспертов компании, суммарный экономический эффект внедрения цифровой национальной валюты для бизнеса и банков может составить до 328 млрд руб. ежегодно — в первую очередь за счет экономии на эквайринговых операциях , сообщает expert.ru.

Фото Креативная светящаяся круглая иконка рубля и голограмма карты на темном фоне финансовая валюта и концепция глобальных бизнес-технологий 3d рендеринг

Фото: freepik.com

Рублевые сценарии

Исследование «Кому достанутся цифровые рубли?» фокусируется на потенциале технологии цифрового рубля для B2B-сектора. Авторы документа отмечают, что внедрение цифровой валюты как технологии может принести успех тем компаниям, кто первыми эффективно внедрят ее в свои процессы.

В исследовании представлены два сценария развития событий — оптимистичный и консервативный. В первом сценарии ЦБ вместе с банковским сектором и бизнесом согласовано внедряют цифровой рубль (ЦР), интегрируя его в существующие финансовые продукты и инвестируя в разработку новых продуктов с ее использованием. В этом случае ежегодный экономический эффект составит до 267 млрд руб. для бизнеса и до 61 млрд руб. для банков.

При втором, консервативном сценарии ЦБ реализует проект без активного продвижения. Однако даже в этом случае ежегодный эффект тоже значительный — 92 млрд руб. в год для бизнеса и 17 млрд руб. в год для банков.

Затраты бизнеса и банков на внедрение ЦР эксперты оценили на уровне 30–50 млрд руб., и называют эту цифру «несопоставимой по сравнению с потенциальной выгодой, которую могут получить участники рынка во всех рассмотренных сценариях развития».

Авторы выделяют несколько стейкхолдеров внедрения цифровой валюты — бизнес, банки, граждане. Каждая из сторон получит дополнительные экономические преимущества. Отдельно рассматривается вопрос трансграничных переводов.

Банки при внедрении цифровой валюты играют одну из важнейших ролей. Это связано с тем, что одной из ключевых составляющих потенциала цифрового рубля авторы считают динамику безналичных платежей, которые как раз обслуживает банковский сектор. Только в прошлом году доля безнала среди всех платежей составила 84%, показав рост в 1,6 раза за последние 5 лет.

Экономия на эквайринге

Главным бенефициаром введения цифрового рубля является сфера розничной торговли, где цифровой рубль поможет значительно сэкономить на эквайринговых комиссиях. Это даст экономический эффект до 50–60 млрд руб. в год, подсчитали авторы отчета. Для достижения такого результата необходимо оптимизировать клиентские пути и популяризовать само использование ЦР, как это было с системой быстрых платежей (СБП).

«Если клиенту продукт не удобен, то заставить им пользоваться невозможно», — комментирует соавтор отчета, партнер-эксперт «Яков и Партнеры», директор центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета Илья Иванинский. В числе возможных сценариев развития клиентского пути он называет удобный интерфейс и повышенный кэшбэк. В качестве примера Иванинский приводит опыт Казахстана, где несколько лет назад один из игроков быстро и эффективно внедрил qr-коды для оплаты в торговых точках с помощью высокого кэшбэка.

Другое дело, насколько это будет выгодно банкам, теряющим заработок на эквайринге. Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков оптимизма авторов отчета не разделяет и считает, что исследование получилось односторонним, поскольку доходы подсчитаны максимально широко, а расходы или выпадение доходов — лишь по отдельным позициям. По его подсчетам потери банков от экономии на эквайринге составит 80–95 млрд руб. и приведет к сокращению банковских программ лояльности, что также отрицательно повлияет на потребительский спрос и обороты ритейлеров.

Однако авторы отчета считают, что банковский сектор может получить дополнительные преимущества за счет развития инновационных услуг для корпоративных клиентов, снижение расходов на поддержание инфраструктуры платежей и переводов, а также потенциальное снижение стоимости расширения клиентской базы. Так как цифровой кошелек будет привязан ко всем банкам клиента, то банки смогут использовать платформу ЦР как витрину для таргетированного — и дешевого — привлечения новых пользователей.

По оценке экспертов, сегодня средняя стоимость привлечения одного клиента из сегмента малого и среднего бизнеса составляет порядка 20 тыс. руб. Возможности «цифровой витрины» помогут снизить затраты на привлечение в пределах 30–50% на клиента, затрагивая от 20 до 40% новой клиентской базы. Экономическая эффективность такого прямого позиционирования составит 5–10 млрд руб. в год, считают эксперты.

Для реализации разработанных сценариев Илья Иванинский называет одно важное условие — наличие продуктов, где будет максимально задействован потенциал третьей формы денег. «Это вопрос не только законодательства, но и продуктов для новой денежной инфраструктуры, которой является „цифровой рубль“. Важно, чтобы кто-то начал с этим работать, тогда появится и понимание ниши», — считает эксперт.

В качестве одного из ключевых новых банковских инструментов, которые помогут банкам заработать на цифровой валюте, он называет инструмент кэшпулинг (ведение нескольких счетов связанных компаний как единый счет) как способ управления ликвидностью и управлению денежным потоком в крупных компаниях с множеством дочерних предприятий. Сегодня эта услуга предоставляется в основном системообразующими банками и для крупных корпоративных клиентов, таких, как «Газпром», СУЭК, «Татнефть». С применением цифрового рубля транзакции будут проходить быстрее и проще, а настроить процесс будет легче. Кэшпулингом на базе цифрового рубля смогут воспользоваться компании малого и среднего бизнеса, которые часто хранят деньги в разных банках«, — объясняет Илья Иванинский.

Бизнесу такая оптимизация управления финансами может принести дополнительную ликвидность, а общий экономический эффект составит от 22 до 82 млрд руб. в год. Для банков на кэшпулинге, смарт-контрактах и других новых продуктах комиссионный доход может вырасти до 51 млрд руб. в год, считают авторы исследования.

С этим тезисом не согласен Алексей Войлуков: «Что касается инструментов управления ликвидностью и смарт-контрактов, то большинство из них давно используются в традиционном банкинге, и цифровой рубль тут мало что сможет добавить нового».

Он отмечает, что в исследовании не учтен такой важный момент, как обязательность приема цифрового рубля на всей территории страны, что означает замену или обновление всего парка терминалов и программного обеспечения на всех уровнях в розничных сетях. Для действующих сегодня примерно 4,5 млн терминалов расходы на внедрение могут составить порядка 40 млрд руб. По мнению банкира, показатель дополнительных расходов для всех участников рынка выходит в размере около 0,5 трлн руб.

По мнению Ильи Иванинского, цифровой рубль открывает большие перспективы и для внебанковских игроков, например, компаний из сегмента финтеха. В Ассоциации развития финансовых технологий «Эксперту» не смогли прокомментировать вопросы использования цифрового рубля, перенаправив в Банк России.

Отдельным пунктом авторы рассматривают цифровой рубль как способ развития трансграничных платежей. Это и участие российского цифрового рубля в создании единой цифровой валюты стран БРИКС, и возможность включения ЦР в уже существующую систему обменников между национальными цифровыми валютами. За счет уменьшения количества посредников и ускорения транзакций потенциальный экономический эффект может составить от 15 до 103 млрд руб. ежегодно. Однако, чтобы получить подобный эффект, Россия должна войти в международные проекты, таких как mBridge, в котором уже участвуют Китай, Таиланд, ОАЭ и Гонконг. По словам Ильи Иванинского, «вопрос включения — это вопрос переговоров».

 

Автор Надежда Померанцева

Источник expert.ru