В марте 2018 стартовала работа Шанхайской международной нефтяной биржи, основной упор которой был сделан на торговлю за юани.

 


business-magazine.online


Поначалу торговля нефтью за китайскую валюту не вызвала особых опасений у других участников мирового рынка энергоресурсов. Однако спустя некоторое время к работе биржи КНР (Shanghai International Energy Exchange – INE) начали присматриваться не только СМИ, но и наиболее активные игроки энергосектора.

Через 9 месяцев после открытия INE встала в один ряд с крупнейшими нефтяными биржами мира — нью-йоркской NYMEX и лондонской ICE Futures. Несмотря на относительно короткое существование, INE уже в конце 2018 стала расширять зону своего влияния, доставив немало хлопот ветеранам мирового энергетического рынка. Активность ее на глобальном энергетическом рынке способствовала снижению на 8% доли WTI с (60 до 52%) и снижению на 6% доли Brent (с 38 до 32%).

Уже в конце сентября контракты, заключенные на Шанхайской международной энергетической бирже, в общей своей массе позволили INE захватить 16% доли мирового рынка торговли краткосрочными нефтяными фьючерсами

Активная политика китайских биржевиков

В середине октября 2018 объемы торгов краткосрочными фьючерсами за юани в 49 раз превысили объемы торгов нефтяными контрактами на третьей по популярности в мире Дубайской товарной бирже (Dubai Mercantile Exchange, DME). К слову, Дубайская биржа, чтобы занять 3 место в мире, потратила 10 лет. У Шанхайской на это ушло всего 7 месяцев

Политика Шанхайской биржи привлекла внимание глобальных игроков топливного рынка, включая крупные добывающие корпорации и большую армию посредников, которые ушли с нью-йоркской и лондонской бирж и обосновались на новой торговой площадке. Речь идет об известных китайских компаниях Unipec, China National Petroleum Corp (CNPC или PetroChina) и Zhenhua Oil.

Уже в первый день торгов более 400 китайских и иностранных клиентов приняли участие в торговле. Кроме того, на бирже впервые для товарных рынков КНР зарубежные инвесторы получили возможность напрямую торговать фьючерсами.

Не останавливаясь на достигнутом, министерство финансов Китая объявило о намерении освободить от налога на прибыль сроком до 3 лет иностранных граждан и компании, участвующие в торгах нефтяными фьючерсами в юанях.

Созданные условия позволили привлечь на Шанхайскую биржу значительное количество игроков энергетического рынка, которые ради получения большей прибыли покинули другие биржи.

Сейчас на бирже зарегистрировано более 40 международных посредников из Китая, Гонконга, Сингапура, а также Европы и США. В торгах активно участвуют такие компании, как J.P. Morgan Securities, GF Financial Markets Limited, Goldman Sachs International и др.

Оправданный интерес

Объемы торгов привлекли внимание крупнейших мировых нефтяных трейдеров Glencore Plc и Trafigura. Не остались в стороне и физические лица. Известно, что на Шанхайской нефтяной бирже открыли счета уже более 30 тыс. юридических и физических лиц

Справка

Минимальный шаг на торгах Шанхайской международной нефтяной биржи на момент открытия составил 0,1 юаня за баррель. Объем контракта – 1 тыс. баррелей. Торговая маржа составляет 7% от общей стоимости контракта. Колебания в сторону повышения и понижения ограничены лишь 5%.

Открытие Шанхайской международной нефтяной биржи носит оправданный характер. Во-первых, Китай в последние годы становится одним из крупнейших игроков на рынке «черного золота». Если в 2017 экономика Поднебесной потребляла 610 млн тонн нефти, в 2018 эта планка была преодолена.

В последние 3 года потребление нефти в Китае растет в среднем на 5% в год

И это при том, что среднемировые темпы составляют 1,7%.

Последние прогнозы Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA) показали, что Китай и Индия будут оставаться основными потребителями нефти как минимум до середины 2030 года.

Во-вторых, Пекин предпринимает комплекс мер для закрепления за юанем статуса полноправной глобальной валюты, используемой в международных расчетах. В этом плане нефтефьючерсы в юанях будут способствовать долгосрочной цели Китая.

И судя по всему, Шанхайская биржа справляется с поставленной задачей. Хотя очевидно, что китайский проект в краткосрочной перспективе не сможет превзойти нью-йоркскую и лондонскую биржи. Сам факт оттока участников торгов в сторону INE дает все основания полагать, что победа не за горами

Эффективный инструмент в торговой войне

В-третьих, необходимо обратить внимание на американо-китайскую торговую войну и санкции США, которые были введены против крупных нефтедобывающих стран.

Отрезанные от глобальных торговых площадок, эти страны нашли для себя выход в лице Шанхайской международной нефтяной биржи. Таким примером является Иран, который в последнее время стал одним из основных поставщиков «черного золота» в КНР. При этом расчеты проводятся в юанях.

Свое намерение по переходу на торговлю нефтью за юани в Шанхае стали выражать не только попавшие под санкции страны, но и государства, которые американские санкции пока обходят стороной.

Речь идет об Индонезии — вернее, о госкорпорации Pertamina. Ее руководство заявило о своем намерении с 2019 года покупать сырую нефть за китайский юань. Pertamina говорит о приобретении нефти объемом до 5,7 млн баррелей в день. И все торги будут проводиться на INE.

Таким образом, китайская биржа становится одним из эффективных методов борьбы в торговой войне между США и КНР

В целом сокращение рынка для сортов Brent-WTI фактически означает начало конца финансовой эры «доллар/евро» и наступления нового порядка. А с ним и новых правил игры.

 

По материалам 365info.kz