У любой войны есть причина, а есть повод. Никто не знает, что там в реальности происходило в китайских верхах, но выглядело это все именно так.
Уже после повышения тарифов на ввоз китайских товаров переговоры в Вашингтоне продолжались, и китайская сторона рассказывала, что «все идет хорошо». Американские источники, правда, в этом сомневались, но это в данном случае не столь важно. И что бы твиттеру американского президента не отдохнуть на этом? Но в понедельник Дональд Трамп рекомендовал китайцам не мстить, поскольку они «сильно пострадают, если не пойдут на соглашение». Конечно, текст решения руководства Китая о вводе ответных пошлин на поставки 5140 товаров общей суммой $60 млрд в год был готов давно – наверняка еще в феврале. Но о принятии этого решения стало известно именно через несколько часов после твита Трампа.
По состоянию на 21 час МСК фьючерс на индекс S&P 500, в пятницу закрывшийся в «зеленой» зоне на отметке 2887 п., успел снизиться до 2802,12 п., потеряв 2,72%. Второй основной индикатор американского рынка, Dow Jones Industrial Average, перед выходными превышавший 26000 п., сбросил более 650 п.
«В конце апреля и начале мая денежные потоки показали, что развивающиеся рынки остывают и нужны позитивные сюрпризы – а пошли негативные. Все строилось на уверенности в здравомыслии сторон, на том, что они не могут не договориться. Но оказалось, что это не так», – сетует главный инвестиционный стратег BCS Global Markets Вячеслав Смольянинов.
«Рынок разочарован тем, как складываются отношения США и Китая, в цене было заложено другое развитие событий. У нас уже продана подавляющая часть портфеля», – говорит директор Leon Multi Family Office Михаил Борисов.
Есть вероятность, что все это выльется в очередной раунд «странной войны», наблюдавшейся все последние месяцы: пошлины уже частично действовали, переговоры тянулись и тянулись без результата, а рынок при этом чувствовал себя все бодрее и бодрее. Вечером последовала попытка успокоить рынок со стороны министра финансов США Стивена Мнучина. Однако сообщить что-то сверх того, что торговые переговоры с Китаем продолжаются, он не смог. И пока этого хватило на отскок индекса S&P 500 до 2820 п, но не более.
Аналогичное расстройство наблюдается и на нефтяном рынке: фьючерс на баррель Brent, в первой половине дня подорожавший почти до $72,6 на известии о росте напряженности в Персидском заливе, подешевел до $69,72 и к 22 часам МСК скорректировался лишь до $70,2.
Картина российского рынка в этой ситуации вполне предсказуема – хотя могло быть и хуже. Поддержанный в начале дня ростом цен на нефть, индекс РТСснизился в течение дня на 0,51%, рублевый индекс МосБиржи – и того меньше, на 0,24%. Курс доллара вырос с утра на 41 коп. до 65,48 руб. за доллар, но на этом практически и остановился.
«Россия – кремень, держится много лучше остальных рынков. Правда, это означает, что для нас весь негатив может быть еще впереди. Тактически пик может прийтись на май, начало июня. Но, конечно, очень много вопросов – чем разрешатся торговые войны, и реализуются ли угрозы локальных конфликтов на Ближнем Востоке, в Венесуэле и других местах», – считает Вячеслав Смольянинов.
Некоторые эксперты говорят растущей политической конфронтации США с Китаем и Ираном как о позитивном факторе для России: есть шанс, что страна перестанет быть главным пугалом мирового сообщества и, прежде всего, американских конгрессменов.
В пользу этого говорит сообщение, что США прислали России запрос на переговоры между президентами Владимиром Путиным и Дональдом Трампом. Но шансы извлечь из этого большую пользу для рынка: «Это можно было бы представить. Но в США стартует предвыборная кампания, и шансов, что Россию будут разыгрывать в позитиве, крайне мало. Кому это может прийти в голову? И для нас прежде всего важно то, что происходит на развивающихся рынках – если в Китае плохо, то России не может быть хорошо. Пока драконовских санкций в стиле Русала (MCX:RUALRDR) не будет, это плюс, но важнее приток денег инвесторов. А их не будет», – продолжает аналитик.
Поддержка от нефтяных цен, пока еще остающихся высокими, частично съедается локальными проблемами России. Президент Александр Лукашенко заявил, что потери Белоруссии от поставок некачественной российской нефти по трубопроводу «Дружба» исчисляются сотнями миллионов долларов, при этом некоторые участки трубопровода, по его словам, давно требуют ремонта. Есть неприятности и на газовом рынке: внезапно выяснилось, что несмотря на строительство всяческих «Потоков», по итогам I квартала 2019 года Россия впервые в истории проиграла конкуренцию на турецком рынке сжиженному природному газу из США, Катара, Алжира и других стран. А Роснефть (MCX:ROSN) в связи с нерентабельностью исключила из инвестиционной программы Восточный нефтехимический комплекс (ВНХК) стоимостью 800 млрд руб. По словам представителей компании, это связано с налоговым маневром в нефтяной отрасли. Зато, впрочем, Роснефть получила от США разрешение использовать часть полученной за долги венесуэльской нефти – так что риск потерь на этом направлении снизился, и долг сокращен с $2,3 млрд до $1,8 млрд.
Не очень вдохновляющие новости приходят и с массовых рынков. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в апреле продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали на 2,7%, до 148,3 тыс. Это уже второй случай снижения почти за два года: в марте c началом господдержки спроса на бюджетные автомобили продажи выросли на 1,8%, но перед этим в феврале упали на 3,6%.
Под вопросом и такой фактор поддержки рубля, как спрос на ОФЗ, до сих пор державшийся на рекордных отметках. «Рубль пока не совсем следует за валютами развивающихся рынков, но все-таки тренд определяется именно там, а никакого праздника в этом сегменте нет. Что касается спроса на ОФЗ – он только следствие общей тенденции, чудес не бывает и не будет», – уверен Вячеслав Смольянинов.
Сколь сильной в конечном итоге будет просадка, сейчас никто предполагать не может. Есть только базовые оценки. «В отчетности американских компаний за III-IV квартал прошлого года мы видели очень большой эффект от торговых войн. Хотя там накопилось слабостей и без Китая, но, думаю, процентов пять прибыли было потеряно из-за него. В начале года мы ожидали во втором полугодии рост прибыли американских компаний на те же 5%. Если все будет так продолжаться, то этот рост будет съеден – хотя, конечно, эти ожидания и так могли не реализоваться. При нулевом росте прибыли и нынешних ценах коэффициент P/E получится выше 20.
Это дороговато, тем более, что многие сектора завязаны на ставки, им тяжело будет торговаться, – рассуждает Михаил Борисов. – В худшем случае – это если не будет банковских кризисов и войн – P/E уйдет на 16, то есть рынок снизится процентов 20%. Проблема в том, что центробанки уже сказали свое слово. Единственный, у кого есть такая возможность – это ФРС. Раньше мы считали, что рынок переоценивает вероятность снижения ставки. Но сейчас мы продаем облигации с плавающей ставкой – пожалуй, уже все продали, потому что вероятность использования снижения ставки для спасения рынка резко возросла».
Источник ru.investing.com