Все больше денег уходит в «трубу»
Как интернет и YouTube меняют рекламный рынок Казахстана
В конце сентября на рынок Казахстана зашла одна из крупнейших партнерских сетей YouTube — Yoola (MCN, multi-channel network). Теперь на рынке Казахстана конкурируют три MCN: помимо вышеупомянутой, это Air и Genesis. Чем привлекателен Казахстан для глобальных партнеров YouTube, а также как их присутствие отразится на рекламном рынке, развитии движения блогеров и интересах аудитории, «Капитал.kz» узнал у руководителей партнерских сетей в Казахстане.
Приятно познакомиться, Network
MCN, или партнерка, — принципиально новый вид бизнеса, ставший возможным в результате развития интернета. Подобные сети объединяют блогеров, работающих на разных площадках, берут на себя административные функции и юридическое сопровождение бизнеса, получая взамен определенный процент гонораров. Такое сотрудничество представляет взаимный интерес, поскольку позволяет блогерам не только сконцентрироваться на творчестве, но и постоянно повышать профессиональный уровень на регулярных семинарах и встречах.
В мире действует около 200 MCN, большинство из них работают в очень узких нишах. Глобальный интерес преследуют около 20 партнерок. Что же касается представленных в Казахстане, то все они входят в глобальный топ партнеров YouTube. Air и Genesis родом из Украины, головной офис Yoola расположен в Израиле.
Что привлекает MCN в Казахстане
Интерес MCN к Казахстану предопределили три аспекта: количество зрителей YouTube, растущий спрос на рекламу в интернете и развитие интернет-технологий в стране.
В офисе Yoola «Капитал.kz» заверили, что общая аудитория партнеров этой MCN в Казахстане составляет 15,5 млн подписчиков, или 85% населения страны. В Genesis и Air сообщили иные данные: постоянная аудитория YouTube в Казахстане составляет порядка 10 млн человек. Причем 1,5 млн зрителей предпочитают знакомиться с контентом через Smart-TV, что само по себе факт примечательный. На пространстве СНГ Казахстан представлен третьей по величине армией зрителей YouTube — после России и Украины.
Следующий привлекательный аспект — перспектива роста рекламных бюджетов, предназначенных для интернет-ресурсов. Как сообщил «Капитал.kz» Самсон Безмятежный, руководитель казахстанского офиса Genesis, совокупный рекламный бюджет текущего года, поступающий в YouTube из Казахстана, составит более $7 млн. В 2017 году его сумма составила $3 млн.
Среди технологических преимуществ Казахстана опрошенные спикеры отмечают доступность широкополосного интернета, что позволяет создавать видео в формате 4К. Эти два обстоятельства в совокупности позволяют аудитории просматривать каналы YouTube через Smart-TV.
Рекламный рынок YouTube в Казахстане вырос за год почти в 2,5 раза