Частные летающие автомобили в скором времени станут обыденностью. По данным исследования консалтинговой компании Frost & Sullivan (Future of Flying Cars, 2017–2035), к 2025 г. как минимум 15 компаний выпустят свои модели частных летательных аппаратов, а к 2050 г. широкое распространение получат сервисы коммерческой перевозки пассажиров.

Стимул к развитию сегмент летающих автомобилей получил с приходом в эту сферу не только специализированных компаний (AeroMobil, PAL-V, Terrafugia), но и с появлением разработок у крупных технологических корпораций (Uber, Airbus, Google). За последние 4 года уже 8 компаний провели тестовые полеты на своих прототипах, что говорит о быстром развитии технологии и рынка.

Производитель и модель Первые испытания Топливо Полезная нагрузка (кг) Дальность полета (км) Количество мест Инвесторы
Pal-V Liberty 2012 Бензин 246 500 2 Правительство Голландии
Terrafugia Transition 2012 Бензин 210 400 2 Transcendent Holdings, Семен Дукач
AeroMobil 3.0 2013 Бензин Неизвестно 700 2 Патрик Хессель
E-Volo VC 200 2013 Эл-во 120 27 2 Краудфандинг
Ehang 184 2014 Эл-во 119 37 1 GGV Capital
Tactical Robotics Cormorant 2016 Бензин 500 50 (с нагр.) 2 Неизвестно

Сравнение существующих моделей летающих автомобилей. Источник: Frost & Sullivan



Крупнейшие компании мира независимо друг от друга работают над проектами летающих автомобилей. К примеру, сооснователь Google Ларри Пейдж недавно инвестировал более $100 млн в два стартапа (Kitty Hawk и Zee.Aero), разрабатывающих собственные решения в области летающих автомобилей, а Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) поддерживает компании, работающие над проектами летающего автомобиля-трансформера. Разработкой в области летающих автомобилей занимаются не только крупные компании: студенты из стартап-инкубатора Северо-Западного университета (США) планируют представить результат своей работы в 2024 г.

Тем временем голландская компания PAL-V первой добилась продажи своих моделей летающего транспорта, который может эксплуатироваться как в воздухе, так и на земле. В 2019 г. ожидается выпуск премиум-модели Liberty Pioneer (которая выйдет ограниченным тиражом в 90 единиц), а годом позже – массового Liberty Sport. 45 единиц PAL-V Liberty уже зарезервированы для продажи на Североамериканском рынке и 25 – на европейском. Стоимость автомобилей составит $600 тыс. и $400 тыс. соответственно, что соответствует прогнозируемому диапазону цен на летательные аппараты в пределах $200-600 тыс. 

Другая разновидность летающих средств передвижения (ховербайк), по ожиданиям экспертов, займет более бюджетную нишу - $60-100 тыс. Следом за PAL-V выпустить свои версии летающих машин собираются Lilium Aviation (конец 2020 г.) и Airbus (2021 г.).

"Сейчас наблюдается заметный рост числа разработок в области создания частных пилотируемых летательных аппаратов, – комментирует Алексей Волостнов, управляющий директор Frost & Sullivan в России. – В основном этими разработками занимаются стартапы и узкопрофильные технологические компании. Крупные автомобильные концерны, такие как Volkswagen AG, BMW Group, Toyota Motor и другие, пока ограничиваются созданием концептов и не занимаются глубокой разработкой собственных моделей. В то же время мы ожидаем масштабных инвестиций в развитие летательных технологий со стороны крупных автопроизводителей, что непременно приведет к появлению первых рабочих прототипов в течение ближайших 8 лет".

Технология летающих автомобилей существенно расширит сферу применения воздушного транспорта, включая такие виды сервисов, как воздушное такси, аренда летающих автомобилей, перевозка тяжелобольных пациентов (скорая неотложная помощь) и обеспечение безопасности в населенных пунктах. Ключевую роль в этом сыграет развитие технологии вертикального взлета и посадки (VTOL), наличие которой исключает необходимость строительства взлетно-посадочных полос. Компания Uber планирует запустить целый парк летающих такси в период 2025-2035 гг., рассчитывая инвестировать в этот проект от $400 млн до $1 млрд.

По словам А. Волостнова, основными факторами, сдерживающими коммерциализацию технологии летающих автомобилей, остаются организация взлета и посадки аппаратов в населенных пунктах, влияние человеческого фактора на безопасность полетов, эффективность применяемого топлива, дальность полета, организация и регулирование воздушного движения. Последний вопрос уже неоднократно поднимался в ряде стран, вследствие чего были внесены соответствующие поправки в положения, касающиеся коммерческого использования дронов. Эксперты Frost & Sullivan не исключают, что обновленные правила в ближайшее время появятся и для летающих автомобилей.

Источник www.vestifinance.ru