Сооснователь проекта «Сергек» Кайрат Ахметов о доходности, безопасности и удобстве технологий для smart city

Если для государственных структур smart city интересен как инструмент мониторинга, в том числе неблагонадежной части населения, то населению он должен принести комфорт и безопасность. Помогла ли система видеонаблюдения «Сергек» выполнить эти задачи, в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал один из ее разработчиков Кайрат Ахметов.

Кайрат, как появилась идея создать «Сергек»?

– Мы с братом 12-13 лет занимались разными системами и писали программы на заказ, делали сайты, прокладывали локальные сети. Так получилось, что для Astana Innovation мы делали разные проекты, и один из них заключался в том, чтобы установить камеры российского производителя. Пока мы их монтировали, поняли, что в нашем городе нет постоянного электричества на столбах и заранее проложенных оптоволоконных линий связи. Задача заключалась не в том, чтобы создать комплекс фото- или видеофиксаций, а в том, чтобы их можно было запитать от фонарного освещения. В результате мы разработали такую систему, при которой аккумулятор накапливает энергию ночью от проводов, которые питают лампы освещения, а не заряжается с помощью солнечной или ветровой энергии. И днем такая система уже работает от аккумуляторов.

Получилось ноу-хау в области камер наблюдения?

– Правильнее сказать, что в области компьютерного зрения. Ноу-хау состоит в том, что программа запечатления была разработана нами в Казахстане, и на сегодня мы являемся единственной сертифицированной компанией, которая ее продает. Наши комплексы можно устанавливать не только над дорогой, но и с боковой стороны от нее, и для этого не нужно строить мосты и специальные приспособления. К тому же мы продаем их в несколько раз дешевле, чем стоят импортные.

Задача в том, чтобы на видео можно было определить скорость автомобиля и распознать его – для этого необходимы специальное программное обеспечение, правильная установка и повторяемый алгоритм. Все остальное складывается из множества технических решений, которые в конце дают нужный эффект за цену меньше, чем у конкурентов.

Сами камеры мы не производим, закупаем их в Китае, но при этом выбираем качественные и не очень дорогие, главное, чтобы они поддерживали необходимый нам формат видео, протокол передачи данных и обеспечивали должное качество изображения. Наша команда может делать не только программное обеспечение, но и телекоммуникационные и аппаратные решения, именно связка этих трех составляющих дает нам преимущество в той области, в которой мы работаем.

Тогда скажите, что такое «Сергек» и какими функциями он обладает?

– Вначале мы называли его просто радаром, потом поняли, что нейминг все-таки нужен. «Сергек» по-казахски означает бдительный, шустрый, поэтому выбор пал именно на это название. Вообще, проект «Сергек» – это камера общего наблюдения, в которую можно добавлять много различных функций. Задача состоит в том, чтобы измерять скорость в кадре, а не среднюю между какими-то точками, – это тоже можно сделать, но пока не было такой необходимости. Комплексы «Сергек» в Алматы построены на принципе геометрического преобразования в ракурсе камеры. Камера не просто смотрит на дорогу, а производит реконструкцию пространства и с помощью этого понимает траекторию и скорость движения.

Еще у нас есть комплексы, которые работают на эффекте Доплера, раньше они были основным видом измерения скорости, а также в разработке находятся комплексы лидарного типа на лазерных технологиях.

С точки зрения систем видеонаблюдения и фото- или видеофиксации правил дорожного движения мы говорим, что нужно заставлять людей соблюдать правила дорожного движения. Да, это неудобно тем, кто нарушает правила дорожного движения, но тем, кто им следует, это, наоборот, удобно.

Сейчас «Сергек» – это один из инструментов борьбы с авариями на дорогах. Анализ показал, что с момента запуска нашей системы почти в два раза сократилась смертность в столице, если в 2017 году было зафиксировано 60 смертей от ДТП, то в 2018 году – 34.

С точки зрения контроля и видеонаблюдения в системе предусмотрена еще функция распознавания лиц, но будут ли ее в дальнейшем применять – решать государственным органам. Также в ней заложено измерение трафика.

Существуют ли гарантийные сроки у таких камер?

– В своих контрактах обычно мы прописываем гарантийный срок 5-6 лет, в Нур-Султане предоставляем гарантию более 7 лет. Так как система сделана из недорогих комплектующих, то, в принципе, их можно быстро восстановить в обычном цеху.

В каких городах и сколько комплексов уже установлено?

– По Алматы установлено около 50 комплексов – это порядка 200 камер. В Нур-Султане запущено 300 комплексов на линейных участках, 400 – на перекрестках, итого 6 тыс. камер, и 4 тыс. камер общего видеонаблюдения. Всего по Казахстану 3 тыс. интеграций (13 тыс. камер).

Все камеры работают как видеонаблюдение, но «штрафуют» только те, что прошли все стадии согласования с государственными структурами.

В Нур-Султане в ближайшее время будут дополнительно установлены 50 метеодатчиков с открытым доступом.

Недавно был запущен пилотный проект в Шымкенте, скоро планируется запуск в Усть-Каменогорске. Также в мае текущего года мы подписали договор ГЧП по Атырау.

Как осуществляется передача информации? Она собирается и архивируется на сервере?

– Вся информация хранится на серверах акимата, то есть мы ее собираем и передаем по ГЧП акимату, а информация по штрафам дублируется еще на серверах прокуратуры.

Также комитет правовой статистики ведет единый реестр административных правонарушений, где хранятся полностью данные по штрафам. С ними работает полиция, поэтому какое-либо удаление информации исключено. К тому же данные о штрафах занимают небольшой объем. Информация о видеопотоке перезаписывается каждые 30 дней.

Если говорить об объемах, то только по Нур-Султану объем данных составляет в среднем 100 терабайт в сутки.

На чем построена бизнес-модель «Сергека»?

– Наша бизнес-модель основана на ГЧП, то есть мы передаем государству объект ГЧП (камеры фото- и видеофиксации, которые интегрируем в единый центр видеонаблюдения акимата), и оно компенсирует нам затраты. Согласно договору, нам еще возмещают операционные затраты за обслуживание в течение 6,5 лет.

То есть наша бизнес-модель основывается на том, что при должном качестве сервиса нам дополнительно выплачивают вознаграждение за управление системой. И это является единственным источником дохода. Так, за шесть лет вознаграждение за управление составило порядка 1,5 млрд тенге.

Столичный проект полностью еще не окупился, но мы уже вышли на стадию окупаемости. Однако показать хорошую прибыльность с точки зрения бизнеса мы сможем только тогда, когда запустимся еще как минимум в 10 городах. Любой IT-бизнес не может окупаться на одном клиенте. Наша задача – масштабироваться в больших городах.

Получается, что вы сейчас на взлете, а как планируете развиваться дальше?

– Я бы не сказал, что сейчас мы на взлете. Для меня цель – через 5 лет выйти на рынки 20 стран и 100 городов. В настоящее время мы ведем переговоры с иностранными партнерами и планируем вывести компанию на международный уровень.

Вот когда мы выйдем за пределы Казахстана, я буду считать это взлетом. Пока это только упорный, не совсем легкий труд.

В ближайших планах у компании внедрить проекты, связанные с карпулингом, шеринг-такси, умным освещением и т.д.

 

Источник: Kapital.kz