Пока этот сервис действует только в Алматы
Вопросы ЖКХ всегда были насущными и острыми для населения. Теперь жители Алматы (пока только жители этого города) могут контролировать работу кооперативов собственников квартир, расходы по своим домам, проверять корректность начислений и результаты общих собраний жильцов и голосования в режиме онлайн. Для этого в Управлении жилищной политики и Центре развития Алматы создали и запустили портал еКСК. Насколько он стал востребованным у самих КСК и жильцов, корреспонденту «Капитал.kz» рассказала и.о. руководителя отдела жилищной инспекции и модернизации жилья Управления жилищной политики Алматы Зарина Баева.
– Зарина, каких результатов удалось достичь с момента запуска портала?
– Портал был запущен совсем недавно – 19 апреля этого года, и люди пока с ним только знакомятся. В тестовом режиме он работал с декабря 2018 года. В тот день мы провели презентацию для жителей города и представителей КСК в здании Центра развития Алматы.
– И многие пришли?
– Было около 100 человек. Но вы помните, что было в самом начале запуска eGov? Никто не понимал его значимости, а теперь это полезный и популярный ресурс. Мы сейчас ведем активную работу, для того чтобы как можно больше людей знали о существовании еКСК, посетили его, воспользовались его возможностями. По нашим ожиданиям, первые полгода уйдут на то, что жильцы домов будут к нему присматриваться. На сегодняшний день на портале зарегистрировано 90% от общего числа органов управления, это 663 организации. К ним относятся КСК, потребительские кооперативы. На сайте на сегодняшний день зарегистрировано более 500 человек из числа жителей и собственников квартир. Дело в том, что не все люди зарегистрированы, поскольку много информации, которая доступна без регистрации, например, можно найти свой КСК, ознакомиться с отчетами.
До конца июля жильцам и собственникам квартир станет доступно мобильное приложение, которое позволяет через сотовый телефон проводить онлайн-голосование. Для этого понадобится электронная цифровая подпись. Также они смогут увидеть технические характеристики паспортов домов, список управляющих компаний.
– За что можно проголосовать?
– По всем вопросам, которые раньше решались собранием жильцов, когда они устраивали встречи во дворах, эмоционально обсуждали, пытались договориться, сформировать повестку дня. Сейчас все это можно сделать онлайн. Как я сказала, на главной странице портала можно найти свой КСК, ведь многие люди его не знают, поэтому не понимают, куда обращаться с жалобами. Раньше не все КСК предоставляли отчеты о проделанной работе, сметы расходов, теперь они это делают на портале. Их публикуют сами председатели, жильцам не приходится ходить и искать их. В специальном разделе можно найти год постройки дома, общую квадрату и жилую площадь по каждой квартире. Также есть информация об участковом инспекторе, а ведь немногие жильцы с ним знакомы, не знают, как с ним связаться.
– Сложно ли было организовать эту подотчетность КСК на портале?
– Они обязаны, по закону, предоставлять ту информацию, которая сейчас есть на сайте. К нам обращались жители домов, которые много и часто жаловались на то, что или нет точной сметы расходов по их дому, или невозможно связаться с КСК и поговорить с председателем, или не предоставляется отчетность.
– Вот в этом как раз и заключается вопрос. Раз КСК не хотели раскрываться, то насколько сложно было от них этого добиться, да еще и в интернет-пространстве?
– Скажем так: пришлось проделать определенную работу, обучить их работать с порталом, на какую кнопочку и для чего нажимать. Но нужно понимать, что портал облегчает жизнь не только жителям и собственникам жилья, но и работу председателей КСК. Если раньше для того чтобы провести собрание, они должны были за десять дней до установленной даты уведомить жильцов, или если кто-то не приходил на собрание, то для решения вопросов приходилось ходить по квартирам, объяснять, собирать подписи, то теперь еКСК позволяет делать это в режиме реального времени. Уведомление о собрании или онлайн-голосовании приходит в «личные кабинеты» жильцов и на их электронные почтовые ящики. И для удобства и полноты картины есть архив, где аккумулируется вся информация о собраниях, повестках, кто участвовал, кто голосовал.
– Есть ли в мире аналоги этого проекта или он уникальный?
– Мы разрабатывали еКСК без оглядки на чей-то пример, основой для этой площадки стали обращения по самым проблемным вопросам. Но недавно выяснили, что аналогичный портал действует в Москве.
– Каков объем инвестиций в еКСК?
– Мы не можем озвучить эти цифры.
– В регионы не думаете продавать свою идею?
– Пока этот сервис действует только в Алматы. Но с нами связывались из акимата Нур-Султана, интересовались, как портал работает, в чем его полезный функционал. Большое преимущество в том, что на нем много полезной информации и он прост в использовании. Потому что мы хотели, чтобы даже пенсионеры могли пользоваться, и им было понятно и легко.