Технологии уже давно позволяют превращать данные в знания, а знания – в действия, которые бизнес может использовать для получения выгоды.

В этом процессе основным инструментом могут стать BI-решения. Их основная эффективность состоит в том, что они позволяют собирать данные из всех имеющихся в организации источников и представлять руководителю компании выжимку из них, соотнесенную с целевыми показателями. Но при этом необходимо учитывать несколько важных моментов.

Во-первых, BI-системы – это не волшебная палочка, которая воплотит в жизнь мечту руководителя о создании самоуправляемой организации. Они могут сделать легче повседневную рутину, ведь за счет такой технологии можно контролировать все бизнес-процессы.

Во-вторых, BI-системы – это не набор новых отчетов, а дальнейшее усовершенствование всей системы принятия решений. Вместо регулярного получения множества отчетов и их анализа, например, раз в неделю или раз в день, система BI представляет актуальное состояние всей организации с важными показателями и с возможностью дальнейшей детализации.

Большая работа начинается еще перед построением BI-инфраструктуры. Необходимо упорядочить процессы обработки данных в компании, которые обычно разрознены, данные хранятся в разных папках, excel-файлах, базах данных. Всю эту информацию необходимо консолидировать в единую картину. Явный плюс даже на этом этапе в том, что, строя BI в компании, вы прежде всего приводите в порядок свои данные, закрепив в виде процесса правила работы с информацией: где хранятся данные, для каких целей они используются, как на базе определенных данных формируются конкретные KPI. Получается, что при внедрении BI-систем в компании прививается культура работы с данными. Также важно, что нивелируется риск потери знаний, если организация теряет своего ценного сотрудника.

BI может использоваться бизнесом для контроля огромного количества данных, но резонно может возникнуть вопрос: «Как проверить их подлинность?». Погрешности однозначно будут существовать, и чем больше компании, тем больше этот риск. Например, в крупных компаниях во время подведения итогов года семь департаментов могут дать семь разных показателей на одну и ту же тему. Причина в том, что в компании все еще нормально не cформирована культура работы с данными. Опять все сводится к процедурам и процессам, так как должен быть единый источник данных. Погрешности возможны там, где пытаются внедрить BI без перестроения процедуры процесса.

Если речь идет о финансовой отчетности и есть какие-либо манипуляции с данными, например, применение каких-либо мультипликаторов, это все должно быть четко прописано, чтобы не пришел новый финансист и не начал считать по-своему. И это правило должно распространяться на все направления, существующие в компании.

Например, у аналитиков есть расчеты для активной базы, так что нужно просто сделать одно входное окно и сказать: «Этот процесс считаем вот так, и если на базе него мы потом будем принимать решение, то давайте сделаем для этого какую-то отдельную процедуру».

Отмечу, что на нашем рынке пока не все игроки по-настоящему осознают нужность BI-решений, а крупный бизнес в основном использует «коробочные» решения западных вендоров, которые оказываются слишком неповоротливы в работе. Хотя в последнее время мы видим, что отечественные компании стали все больше склоняться к развитию in-house экспертизы, в BI уже приглядываются не как к штату саппортеров «коробочных» решений, а как к эксперту, который знает, как работать с данными.

В целом казахстанский рынок BI значительно отличается от западного, и один из ключевых факторов в том, что западный рынок насыщен не только крупными вендорными решениями. Там также существует множество небольших компаний, которые предлагают свои разработки в BI. Еще одно отличие – уровень зрелости экспертизы. Уровень проникновения digital на западе однозначно выше, чем в Казахстане, соответственно, и объем данных вместе с разновидностью бизнес-кейсов по части работы с данными тоже шире и глубже. Это касается всего, начиная от инструментов, которыми решаются задачи BI, и заканчивая портфолио западных BI-специалистов.

Однако радует тот факт, что уже сейчас во многих казахстанских компаниях есть понимание, что лучше хранить данные в цифровом виде, чем в Excel, или лучше автоматизировать отчеты и использовать время на принятие решений, а не на сбор данных. Более того, в нашей стране очень активно продвигается цифровизация не только государственного, но и коммерческого секторов. Это, безусловно, даст свой положительный эффект. В целом я считаю, что несмотря на то, что само направление BI в Казахстане достаточно молодое, требования рынка открывают для него большие перспективы. Особенно необходимость в BI очевидна в банковском секторе, электронной коммерции, финтехе, телекоме – в тех отраслях, где сохраняется цифровой след клиента.

 

Источник: Inbusiness.kz