Не важно, о чем думает мозг, важно – куда смотрят глаза.
Пока внимание медиа приковано к хайповым беспилотным авто, куда более практичное применение ИИ уже способно сохранить тысячи жизней.
Один из ключевых аргументов в пользу беспилотных авто – они сократят число жертв на дорогах. Звучит замечательно. Но массовая практическая реализация потребует не одного десятилетия.
Вместе с тем, есть альтернативный путь. Использовать ИИ в помощь человеку (а не для его замены) с той же самой благородной целью – спасение жизней людей.
Такой путь – не теория. Он активно разрабатывается и уже внедряется на практике. Данный путь способен сократить число жертв на дорогах, в пределе, на четверть. В масштабах мира – это ежегодное сохранение более 300 тыс. жизней. Ведь только в США каждый день около 9 человек погибают и более 1000 получают ранения в результате аварий, связанных с **отвлечением внимания водителя**.
Т.н. отвлеченное вождение – это вождение, когда вы занимаетесь другим делом, которое отвлекает вас от вождения и тем самым увеличивает вероятность аварии.
Есть 3 основных типа отвлечения внимания:
1) визуальный – отвести взгляд от дороги;
2) механический – снятие рук с руля;
3) когнитивный – о чем-то задумавшись, мысленно где-то парить.
До последнего времени считалось, что 3я причина отвлечения самая массовая (считалось, что это причина 62% отвлечений).
Однако новое исследование MIT, в котором удалось экспериментально доказать влияние разных факторов на отвлечение водителей, – просто революционное. Оно выполнено на стыке изучения внимания, восприятия и психофизики.
Резюме главного вывода исследования таково – не важно, о чем думает мозг, важно – куда смотрят глаза.
Исследователям удалось выяснить, что наиболее сильным фактором, влияющим на аварийность, являются проблемы периферийного зрения. Т.е. простое отведение глаз на 20 градусов от центра дороги снижает реакцию на порядок сильнее, чем высокая когнитивная нагрузка, например, при распараллеливании мышления.
Результаты этого исследования могут иметь огромное значение.
Дело в том, что ИИ-системы отслеживание взгляда водителей уже прекрасно работают.
Например, EyeSight от Subaru или DMS CT6 от Cadillac.
Подобные системы не только пассивно мониторят взгляд водителя и при его отвлечении от дороги подают звуковые сигналы, подобно гонгу при непристегнутом ремне. Они много чего еще делают: от автоматического плавного снижения скорости до принудительного торможения в ряде особых случаев.
Эти системы себя прекрасно зарекомендовали на испытаниях. Единственным сдерживающим фактором для их повсеместного применения было ошибочное представление о доминировании когнитивных причин отвлечения внимания водителей (ведь эти системы пока не умеют определять, о чем водитель думает: о дороге или о грядущей встрече с возлюбленным).
Теперь же, когда доказано, что доминирующей причиной являются издержки периферийного зрения, широкому применению систем мониторинга взгляда водителя, усиленным и улучшенным с помощью ИИ, может быть дан зеленый свет.
Источник: Finversia.ru