Слабыми сторонами IT сферы Казахстана специалисты называют небольшой рынок, высокую импортозависимость и нехватку кадров.
Власти Казахстана поставили амбициозную цель – войти в топ-30 стран по развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) до 2022 года. Сейчас в рейтинге ООН по уровню развития ИКТ Казахстан занимает 52-е место среди 175 стран мира. Только в 2018 году на развитие IT сферы государство выделило 118 млрд тенге или более 300 млн. долларов США.
Несколько лет назад глава государства поручил активно реализовывать программу цифровизации госорганов и компаний с государственной долей. Программа «Цифровой Казахстан» должна стать основой быстрого роста технологий в республике и переориентации на электронный формат оказания услуг. На ее реализацию средства будут выделены из квазигосударственного сектора и республиканского бюджета в размере почти 300 млрд тенге или свыше $780 млн.
В целом, программа включает в себя пять основных направлений: цифровизация отраслей экономики, переход на цифровое государство, реализация цифрового шелкового пути, развитие человеческого капитала и создание инновационной экосистемы. Для развития экосистемы, появления высокотехнологичных компаний и поддержки существующих компаний организованы территории свободной экономической зоны Парка информационных технологий «Алатау» и международного технопарка IT-стартапов Astana Hub.
Однако активная цифровизация и переход на современные технологии осуществляется в основном зарубежными решениями.
В 2016 году отечественные программисты возмутились, что крупнейшая АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына», который контролирует все национальные компании, покупает программное обеспечение у зарубежных компаний. Они заявили, что вместо того, чтобы отдавать огромные средства иностранным компаниям, можно было бы сотрудничать с отечественными специалистами и пользоваться их наработками. Также при покупке программного обеспечения у зарубежных вендоров, кроме высокой стоимости, остается открытым вопрос зависимости и информационной безопасности.
Тогда было решено применять «сервисную модель». Она предполагала отказ госорганов от создания собственной информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных систем и переход к приобретению готовых сервисов. Однако по словам тогдашнего председателя правления национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» Руслана Енсебаева, схема не заработала из-за того, что инвестиции были сделаны, а услуга или продукт не были приняты к использованию.
Инкубатор стартапов
Исполнительный директор Astana Hub Адилет Нургожин считает возможным заменить зарубежные решения и отечественными. Сегодня любой, кто хочет создать стартап в IT-сфере, может участвовать в программах технопарка. Для этого нужно подать заявку и зарегистрироваться. Затем с проектом работают так называемые трекеры – эксперты с успешным опытом предпринимательской деятельности.
«Но в процессе обучения многие проекты сворачиваются. Были такие участники, которые не закончили обучение, не выполняли какие-то задания, не могли реализовать планы, которые перед ними стояли, не следовали программе. Поэтому они выпали из процесса», – говорит Нургожин.
Говоря об инновациях нужно отметить, что большая часть стартапов закрываются в первый же год существования.
«Сейчас с помощью государства мы стараемся упростить максимально этот процесс: предоставляя условия, обучая необходимым навыкам, предлагая недорогую аренду за офисы, мы позволяем фокусироваться на своей идее, на своей целевой аудитории. Есть программы инкубационного развития, акселерации, где выстроены процессы, и мы позволяем им развиваться. Мы стараемся улучшить выживаемость стартапов. После первого выпуска у нас было 14 проектов, сейчас чуть меньше половины этих проектов работают. Мы надеемся, что цифры будут расти», – сказал глава Astana Hub.
Он отметил, что есть конкурентоспособный IT рынок, бизнес, который стоит на ногах, зарабатывает. Появляются крупные игроки и есть заинтересованные местные и зарубежные инвесторы, готовые вкладываться в интересные проекты.
Три проблемы стартаперов
Стартап-проект из Алматы «Просто Бэк-Офис» ведет подготовку к вступлению в Astana Hub. Руководитель проекта Антон Ким рассказал, что основная идея заключается в предоставлении услуг юриста, бухгалтера и бизнес-ассистента на аутсорсинге. Клиенты сервиса смогут контролировать все процессы через программы на компьютере, а также на мобильных устройствах.
«Для многих стартаперов проблемой является привлечение денег. Нам было проще. Благодаря моей предыдущей карьере, мы нашли инвестора. Будь я студентом с идеей, было бы намного сложнее», – считает Ким.
Он отметил, что государственная политика и организации реально помогают стартап-идеям. Они обучают и улучшают навыки специалистов.
«Налоговые послабления для участников Astana Hub дают возможность развиваться стартапам на начальном этапе. Льготы относятся к НДС, подоходному налогу, налогам на импортируемые товары. Законодательно это очень хорошее стимулирование. Также в технопарке предусмотрена акселерация проектов, где некоторые инвесторы видят проекты и могут вложиться. Какие-то суммы уже привлечены, но думаю, они пока не большие», – сказал руководитель проекта.
Но, по его словам, есть три проблемы перед стартаперами в Казахстане: финансы, инфраструктура и законодательство.
Специалисты отмечают, что одним из камней преткновения для отечественных айтишников являются процессы закупок в корпорациях. Согласно закону, в тендерах выигрывает компания, предлагающая наименьшую цену за услугу или товар. Но в этом случае отечественные компании не конкурентоспособны. Поэтому в Astana Hub сейчас рассматривается возможность внести изменения в законодательство, для упрощения правил участия для местных компаний.
Мировая практика развития стартапов – венчурное финансирование – в Казахстане пока только развивается. Несмотря на то, что разговоры о таком виде финансирования ведутся почти 10 лет, реальных сделок меньше 20.
«Венчурного инвестирования в Казахстане пока нет. Мало инвесторов, готовых вложиться в IT стартапы и готовых долго ждать прибыли. У нас модель стартап-бизнеса должна быть быстро окупаемой или, как минимум, приносить какие-то доходы с самого начала», – говорит Ким.
«Чем они занимаются?»
Технопарки призваны также работать в направлении привлечения инвесторов. Однако созданный в 2005 году СЭЗ парк информационных технологий «Алатау» по образу технопарка в Беларуси, не оправдал ожиданий.
Депутат мажилиса парламента Казахстана Аманжан Жамалов заявил, что в его инфраструктуру было вложено более 20 млрд тенге (52 млн. долларов США). Однако если парк высоких технологий Беларуси привлек более $100 млн прямых инвестиций, то в местном аналоге простаивает больше половины территории.
Преференции и особый экономический режим не смогли привлечь по-настоящему прорывные технологии; продукция, производимая предприятиями–участниками СЭЗ, оставалась недостаточно конкурентной и востребованной. Парк все больше походил на типичный оффшор, но не для зарубежного, а отечественного бизнеса. К тому же нескончаемая смена топ-менеджеров в управлении парком и «текучка» его резидентов только подкрепляла подозрения, что проблемы есть и у тех, и у других.
Последнюю точку поставили IT-компании, отказавшись занять недавно отстроенное для них на территории зоны здание. Программисты не заинтересовались идеей заселяться в двух десятках километров от Алматы, в поселке Алатау.
«Мы его создаем много лет, потратили огромные средства. А дальше не видно, что они делают. Кто-нибудь в правительстве может быть знает? Чем занимаются? Огромные площади, помогаем, вкладываем деньги, создаем инфраструктуру», – подчеркнул Назарбаев. «Надо досконально разобраться, что они там делают. Мы вообще будем закрывать ПИТ или будем развивать?» – заявил в своем выступлении в 2018 году экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
После такой разгромной критики парк инновационных технологий передали на баланс Алматы, решили не ограничивать перечень деятельности и заниматься не только инновациями в сфере IT, но и фармацевтикой, оборонной промышленностью, образованием.
Нужна поддержка
Представители Astana Hub считают, что перед ними стоят немного другие задачи. Его миссия – развитие стартап-культуры и поддержка высокотехнологичных проектов для укрепления экономики страны.
«Мы точечно работаем с крупными корпорациями, пытаемся понять потребность этих компаний в автоматизации бизнес процессов и проецируем нашим стартапам. Даем им кейсы, которые они могут реализовать. И возможно за короткое время реализуются местные проекты, заменявшие иностранные решения сейчас. Конкуренция растет в сфере», – считает Адилет Нургожин.
Специалисты отмечают, что повсеместная проблема «государство плохой менеджер» относится и к вопросам цифровизации в Казахстане. Государство должно заниматься созданием хорошей нормативно-правовой базы, чтобы бизнес мог работать.
По мнению IT-специалиста Байжана Канафина, государственные менеджеры не готовы самостоятельно решать вопросы по поддержке IT продуктов отечественных компаний, поскольку они могут быть менее зрелыми, а значит и более рискованными.
«Для Казахстана с его небольшим IT ландшафтом, единственным решением, которое имеет шанс заработать, является программа точечной поддержки на уровне правительства уже существующих более-менее зрелых IT продуктов. Так поступила в 80-е годы Южная Корея, именно благодаря которой и выросли такие гиганты как Samsung, LG и другие», – считает он.
По его словам, если будет принято соответствующее постановление правительства, то оно будет обязательна к исполнению на местах. А это позволит исключить персональные риски IT руководителей и им будет проще принимать решения
Канафин считает, что также нужно создать временные условия и преференции для отечественных IT продуктов. Для этого нужно изучить существующие продукты, выбрать наиболее конкурентоспособные, точечно их улучшать и вывести продукт на международный уровень.
Источник: cabar.asia