2019 год для китайских стартапов выдался провальным: более 300 молодых компаний ушли с рынка, собрав с инвесторов порядка $2,5 млрд, но так и не научившись зарабатывать. На венчурном рынке КНР «наступила зима».
Сотни китайских технологических стартапов закрылись в 2019 году, выяснила аналитическая компания ITjuzi. Данные ее исследования венчурного рынка КНР 6 января приводит газета Financial Times.
Всего, согласно подсчетам экспертов, прекратили работу 336 стартапов. Они успели привлечь от инвесторов 17,4 млрд юаней ($2,5 млрд). Несколько были оценены более чем в $1 млрд, то есть являлись «единорогами». Из 20 самых дорогих провалов среди стартапов в КНР за последние два десятка лет половина пришлась именно на 2019 год.
Причина в том, что технологические компании в стране столкнулись с дефицитом финансирования из-за замедления экономики и окончания бума венчурного финансирования, объясняют эксперты. Число венчурных сделок в прошлом году сократилось на 36%, а их совокупный объем упал со $112 млрд до $51 млрд, свидетельствуют расчеты еще одной аналитической компании Preqin. «Это был ужасный год», — цитирует FT юриста из Гонконга, занимающегося частным финансированием сделок.
Проблемы усугубила и склонность стартапов к высоким расходам на персонал и рискованным стратегиям, в частности, большим тратам на привлечение новых клиентов. К примеру, к тому моменту, как стартап в области интернет-торговли Taojiji объявил о банкротстве, сервис аккумулировал базу в 130 млн покупателей, потратив $42 млн, привлеченных в 2018 году от фондов Tiger Global Management и DST Global, и задолжав поставщикам и торговцам $230 млн. В итоге в офис компании в Шанхае ворвались коллекторы, а ее руководители получали звонки и sms с угрозами, в том числе в адрес членов своих семей.
Кредиторы также осаждали офисы компании Tuandaiwang, занимающейся кредитованием физлиц без участия финансовых институтов. Компания оценивалась в 10 млрд юаней ($1,4 млрд), и ее крах стал крупнейшим на китайском рынке в 2019-м. Компания пострадала из-за требований регулятора сократить чрезмерно разрастающийся бизнес и закрыть «дыры» в балансе. В итоге у Tuandaiwang не хватило средств, чтобы расплатиться с клиентами. Два основателя компании в марте самостоятельно явились в полицию по делу о незаконном сборе средств.
Аналитики, опрошенные FT, говорят, что кризисный год для индустрии стартапов не является чем-то особенным — работа молодых бизнесов всегда связана с высокими рисками. Но высокая конкуренция в Китае вынуждает компании активнее расходовать инвестиции и агрессивнее бороться за долю на рынке, чем в других больших экономиках. В стране сохраняется один из самых высоких в мире показателей стоимости привлечения клиента — от $10 до $100 за пользователя.
Источник forbes.kz